Содержание развивающей предметно-пространственной среды в группе № 5 № п/п 1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 «Центр познавательного развития» Количес тво Содержание развивающей предметно-пространственной среды(наличие пособий, материалов, оборудования) Самообучающие, или автодидактические игрушки (различные составные игрушки, которые требуют соотнесения размеров, форм или цветов разных деталей) Машинка Музыкальный плеер телефон микрофон Музыкальный поезд Геометрические плоскостные фигуры объемные формы (шар, куб, круг, квадрат) Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки) Пирамидки из колец двух-трех цветов одного размера, чередующихся в определенной последовательности Пирамидки на конусной основе из уменьшающихся по размеру одноцветных колец Напольная пирамида (из 6-7 элементов) Пособия на липучках:кубик Материалы на развитие мелкой моторики кистей рук Бусы Шнуровки в картинках Иллюстрации трудовых действий, орудий, необходимых в труде 1 1 1 1 1 1 набор 28 4 набора 1 3 3 1 3 4 1 набор 1.10 Объемные вкладыши из 3 элементов 1.11 Рамки-вкладыши с геометрическими формами, разными по величине, 4 цветов 1.12 Мозайка мелкая 2 1 2 Крупная 1.13 Набор кубиков с цветными гранями 1.14 Игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия неваляшка 1.15 Заводные игрушки-забавы Лошадка Рыбка Куколка Вини-пух Курочка свинка 1.16 Набор для забивания: молоточек с втулочками 1.17 Парные картинки (мяч большой - мяч маленький; лопата красная лопата зеленая; ведерко красное -ведерко желтое и пр.) 1.18 «Загадочные» предметы Лупа 1 4 3 1 1 1 1 1 1 2 1 набор 1 1.19 1.20 1.21 1.22 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 Телефон 4 Математический планшет 5 Палочки Кюизенера 2 набора Коврик-пазл 23 лабиринт 3 Соблюдение требований и условий организации развивающей предметнопространственной среды В «Центре познавательного развития» НЕ используются предметы из стекла, предметы диаметром менее 3 см Предметы и игрушки выполнены из разного материала (дерева, пластмассы, металла, ткани, резины, меха и др.), имеют разные размеры, фактуру, цвет, звучание Предусмотрен максимальный уровень размещения оборудования Обеспечен свободный доступ детей к оборудованию «Центр познавательного развития» расположен вблизи источника естественного света (окна) Имеется по нескольку пособий и игрушек одного наименования, так как детям этого возраста свойственна подражательность Осуществляется сменяемость и наполняемость материала по мере изучения Материалы в основном представлены объектами для исследования в реальном действии, яркими и привлекательными, вызывающими интерес ребенка. Это объекты со специально выделенными физическими свойствами (цвет, форма, величина), заключающие в себе возможности освоения внешних свойств вещей (в процессе простой группировки с ориентацией на одно из свойств, парного соотнесения и т. п.), а также возможности освоения простых орудий, опосредующих человеческую деятельность 2.9 Имеются простые материалы, относящиеся к типу образно-символических, позволяющие расширять круг представлений ребенка 2.10 Материал размещен мозаично, в нескольких местах, чтобы дети не мешали друг другу 2.11 Объекты для исследования и образно-символический материал воспитатель располагает в поле зрения детей (непосредственно перед началом их свободной деятельности) 2.12 Предусмотрен оптимальный уровень сложности предметов (оптимальным считается такой уровень сложности, который требует определенных усилий, приводящих к достижению понятного для ребенка эффекта) № п/п 1 1.1 «Центр воды и песка» Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования) Набор для экспериментирования с водой: • стол-поддон • емкости 2-3 размеров и разной формы • рыбки, черепашки, дельфинчики, лягушки - мелкие и средних размеров (надувные, пластмассовые, резиновые, простые, заводные) 1.2 2.1 Набор для экспериментирования с песком: • стол-песочница • формочки разных форм Колич ество 1 10 3 набо ра 1 9 • предметы-орудия совочки Лопатки 1 1 Лейка 1 грабли «Центр воды и песка» располагается рядом или вместе с «Лабораторией», а также в непосредственной близости от «Центра познавательного развития» и «Центра природы» 1 «Лаборатория», или «Центр экспериментирования» Содержание развивающей предметно-пространственной среды(наличие пособий, материалов, оборудования) 1.1 Подносы 1.2 Формочки для изготовления цветных льдинок 1.3 Трубочки для продувания, просовывания колич ество 1 1.4 Игрушка «Мыльные пузыри» 1.5 Камни, земля, глина,снег (зимой) 1.6 Емкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения(пластиковые стаканчики) 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды «Лаборатория» размещается подальше от игровых зон Деятельность в «Лаборатории» осуществляется под руководством воспитателяСтеклянное оборудование размещается в закрытом шкафу, а пластмассовое - в открытом и предназначается для самостоятельного использования детьми «Лаборатория» располагается вблизи источника света «Лаборатория» для детей содержит материал для проведения опытов без приборов 9 1 1 набор 4 1 набор 10 «Центр природы» 1 1.1 Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования) Игротека экологических развивающих игр Лото-мое первое лото Кто где живет Кубики (овощи) Домино «Кто в море живет» Кубики (животные) Найди домик Пазлы (мама и малыш) Найди пару домашние и дикие животные Подбери голову животному Ассоциации времена года 1.8 Собери картинку(овощи,фрукты,игрушки) Круги луллия Вклыдиши (животны) Комнатные растения с крупными листьями: фикус, бегония Комнатные растения с мелкими листьями: аспарагус, бальзамин Муляжи овощей и фруктов (огурец, помидор, морковь, яблоко) Календарь погоды; календарь природы Материал для развития трудовых навыков лейки для полива комнатных растений маленькие пластмассовые ведерки Умные карточки Мамы и малыши Противоположности Мир вокруг Овощи, фрукты, ягоды Животные Одежда и обувь Макет аквариума 1.9 Дидактическая кукла с набором одежды по временам года 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды «Центр природы» располагается вблизи «Лаборатории» Обеспечен свободный доступ к объектам и материалам Растения размещают по принципу тене- и солнцелюбия Пособия обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект Весь материал делится на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года меняется, чтобы вызывать у детей интерес к новым или немного подзабытым материалам Количе ство 1 1 1 1 2 1 3 1 1 1 1 1 1 3 3 2 набор 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 «Центр конструирования» Количе ство Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования) 1.1 1.2 1.3 1.4 Мягкие (поролоновые) крупные модули Крупные объемные геометрические формы Резиновые игрушки Напольный конструктор (крупный строительный материал из пластмасса), к нему для обыгрывания крупные транспортные игрушки (со шнуром с наконечником): автомобили грузовые, легковые (пластмассовые), лодки и т. д. Настольный конструктор (мелкий строительный материал из пластмасса), к нему для обыгрывания мелкие транспортные игрушки, сюжетные фигурки 1 набор 12 25 1набор 1.6 1.7 Схемы-образцы построек Природный и разнообразный полифункциональный материал: шишки, бруски и т.д 1 1 1.8 2 Мягкий конструктор из ЭВА материала 1 набор Соблюдение требований и условий организации развивающей предметнопространственной среды Наличие свободного пространства для сооружений из крупного строительного материала «Центр конструирования» располагается вблизи «Центра игры» для того, чтобы можно было использовать постройки в играх В коробку с геометрическими формами кладутся материалы для обыгрывания Крупный строительный материал располагается на стеллажах, на низко подвешенных полках, рядом с ковром; под полками или рядом с ними расставляются машины Весь строительный материал раскладывается по цвету и форме для того, чтобы дети могли быстро отбирать необходимые детали и при уборке упражняться в их классификации Конструкторы размещаются в открытых коробках или корзинках, что позволяет детям работать как за столом, так и на ковре 1.5 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 Центр социально-коммуникативного развития» 1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования) Иллюстрации с ярко выраженным эмоциональным состоянием (смех, слезы, радость) Фотографии детей и родителей, где проявляется забота родителей о детях, доброе отношение детей ко взрослым, детей друг к другу Фотоальбомы детей группы и отражающие жизнь группы и детского сада Кукла-мальчик в рубашке и брюках кукла-девочка в платье 1 набор Количе ство 2 набора 1 набор 1 1 1 1 1 1.6 Умные карточки «Мой дом» Профессии Я и моя семья одежда 1.7 1.8 посуда Уроки поведения для малышей 1 1 1.9 2 Кукла в национальном костюме Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды 2.1 Зеркала располагаются на небольшой высоте, чтобы дети могли увидеть себя в полный рост 2.2 Наличие одинаковых материалов, чтобы дети могли подражать друг другу в действиях с материалами и пособиями и не ссорились из-за них 2.3 Обеспечение свободного доступа к материалам 1 1 «Центр физического развития» 1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования) Оборудование для ходьбы, бега, тренировки равновесия: коврики, дорожки массажные для профилактики плоскостопия 1(80 х 40 см); шнур длинный; мешочки с песком Оборудование для общеразвивающих упражнений: мяч массажный (диаметр 6-8 см); мяч резиновый (диаметр 20-25 см); колечко с лентой (диаметр 5 см); Султанчики Оборудование для прыжков: Обруч Палка гимнастическая(длина 150см, сечение 3 см) Шнур короткий (75 см) Оборудование для катания, бросания, ловли Корзина для метания мячей Мяч резиновый (10-15 см) Мяч-шар надувной (40 см) Шарик пластмассовый(5см) Нестандартное физкультурное оборудование Дорожка массажная (травка) Оборудование для дыхательной гимнастики количес тво 1 1 16 10 1 16 16 1 1 1 1 3 1 30 1 2 1.6 Атрибуты к подвижным играм (шапочки, медальоны) 3 1.7 1.8 Гимнастическая скамейка, бревно Разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность: Флажки платочки кубики погремушки шишки ленты Сухой бассейн Плоскостные дорожки, ребристая доска Кегли 1 1.9 1.10 1.11 1.12 1.13 2 2.1 2.2 2.3 воротца Игрушки-качалки Напольный баскетбол Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды Наличие свободного пространства для двигательной деятельности «Центр физического развития» располагается вдали от зоны малой активности Предусматривается рациональное сочетание пособий, не допускается их однообразия 16 16 16 24 + 16 1 2 3 набора 1 1 1 «Центр игры» 1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6.1 1.6.2 1.6.3 1.6.4 1.6.5 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 количес тво Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличиепособий, материалов, оборудования) Игрушки транспортные (тележки, машины разных размеров и назначения) 10 Игрушки -заместители 1 набор Игрушки-животные, стилизованные под куклу и имитирующие фигуру ребенка 1 (слоненок в фартуке, поросенок в платье, мишка в штанишках, собачка в шапочке и фартуке и т. п.): поронок-повар Игрушки-двигатели коляски 2 автообиль 1 дракон 1 Разграниченные зоны для разнообразных сюжетных игр - приготовления куклам + еды, купания игрушек, игры в больницу и т. д.: «Кукольный уголок»: Комната (для игровых действий с куклами): стол, стулья, полный сервиз столовой и 1 чайной посуды, соразмерной величине кукол, телефон, часы, картины с героями сказок (1-2) на уровне роста детей, куклы мягконабивные и пластмассовые, коляски для кукол. Спальня (для игровых действий с куклами): кроватка с постельными 1 принадлежностями по размеру кроваток (матрац, простыня, одеяло, пододеяльник, подушка, наволочка, покрывало) Кухня (для игровых действий с куклами): кухонный стол, стулья, кран, плита, набор 1 кухонной посуды (маленькая кастрюлька, ковшик и т. д.), набор овощей и фруктов «Прачечная»: гладильная доска 1 утюжки 4 «Парикмахерская» (для игровых действий, игры с куклами): игрушечные наборы 1 для парикмахерских (зеркало, расчески, щетки, ножницы, накидки) «Больница»: игрушечные фонендоскоп, градусник и т. д. 1 «Гараж»: различные машины, набор «инструментов»: гаечный ключ, молоток, 1 отвертки, насос, шланг Соблюдение требований и условий организации развивающей предметнопространственной среды Использование приема одушевления кукол в кукольном уголке (каждая кукла имеет имя, свой характер, свой гардероб) Игровые персонажи включаются в режимные моменты (дети вместе с куклой или мишкой кушают, спят, одеваются на прогулку) Чем младше дети, тем крупнее должны быть кукольная мебель и другое оборудование «Центр игры» располагается вблизи «Центра конструирования», чтобы иметь возможность использовать постройки в игре В «Центре игры» используются разные виды игрушек: • реалистические, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов (например, игрушечная плита, представляющая собой уменьшенную копию настоящей плиты, у которой открывается духовка, поворачиваются вентили ит. д.); •прототипические — условно воспроизводящие детали предметов (например, плита, у которой лишь обозначены конфорки, духовка, вентили, с которыми нельзя манипулировать); •предметы-заместители, практически не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении Игрушки - предметы оперирования (посуда, постельные принадлежности, муляжи овощей и т. д.) для детей от 2 до 3 лет должны быть довольно крупного размера (соразмерными самому ребенку или большой кукле) и готовы к использованию 2.7 Игрушки - маркеры условного пространства (кукольный стол, кровать, плита и т. д.) являются прототипическими, крупными и готовыми к использованию 2.8 В качестве заместителей используются элементы конструкторов, строительных наборов, дидактических материалов, которые имеются в группе для продуктивной и исследовательской деятельности детей 2.9 Игровые материалы размещаются на низких стеллажах, в пластмассовых емкостях, передвижных ящиках на колесиках и т. п. Все материалы, находящиеся в поле зрения, доступны детям «Центр театра» 1.1 Содержание развивающей предметно-пространственной среды(наличие пособий, материалов, оборудования) Разные виды театра: Настольный: Репка (резиновый) Колобок (резиновый) Заюшкина избушка (резиновый) Три медведя (бросовый материал) Курочка ряба (ткань) Теремок (конусный) Три поросенка (бросовый материал) Фланелеграф: Волк и 7 козлят Маша и медведь Три медведя количес тво 1 комплект 1 комплект 1 комплект 1 комплект 1 комплект 1 комплект 1 комплект 1 комплект 1 комплект 1 комплект репка 1 комплект Магнитный: Три медведя 1 комплект колобок 1 комплект 1 комплект 1 комплект теремок бибабо: кукольный театр Три медведя Пальчиковый: колобок Репка 1 комплект 1 комплект 1.4 Игрушки-забавы Ширмы домик фланелеграф 1 комплект 1 комплект 1 1 1 1 1.5 Маски, шапочки 10 Курочка ряба 1.2 1.3 2 2.1 Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды В группе раннего возраста сказки-спектакли ставятся взрослым («театр одного 2.2 2.3 актера», то есть воспитателя) «Центр театра» располагается рядом с «Центром ряжения» и «Центром игры» Соответствие пособий и оборудования возрасту детей Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличиепособий, материалов. Центр ряжения. 1.1 Одежда для ряжения (для надевания на себя) – различные юбки фартучки косынки 1.2 Стойка, плечики для одежды или сундучок для хранения одежды, расписанный в народном стиле 1.3 2 2.1 2.2 2.3 2.4 Бижутерия из различных материалов 6 1 7 1 1 Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды «Центр ряжения» располагается рядом с «Центром театра», «Центром игры» и тематическим набором «Парикмахерская» Эстетичность и разнообразие костюмов для ряжения Организация в «Центре ряжения» деятельности по формированию представлений о полоролевых отличиях мальчиков и девочек Безопасность пособий и оборудования 1.6 Картинки к песням 1 набор 2 Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды 2.1 Веселые детские песенки, танцевальные мелодии, колыбельные, фрагменты классических произведений, записи плеска воды, шума моря, пения птиц, шелеста травы используются во время режимных моментов 2.2 Дудочки, свистульки, рожки используются индивидуально каждым ребенком и моются после каждого использования «Центр музыки» * количес тво 1 Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий,материалов, оборудования) 1.1 Игрушки - музыкальные инструменты Бубен Погремушки Барабан Дудочка Свистульки шуршащие султанчики 3 24 1 3 1 16 1.2 Музыкальные игрушки: неваляшки 3 1.3 Игрушки с фиксированной мелодией (электромузыкальные игрушки с наборами мелодий, звуковые книжки и открытки) 1.4 Магнитофон 1.5 В аудиозаписи: детские песенки, фрагменты детских классических музыкальных произведений, произведений народной музыки и песенного фольклора, колыбельных, записи звуков природы 5 1 1 «Центр речевого развития» 1 1.1 Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличиепособий, материалов, оборудования) Детские книги с учетом возраста детей Потешки Сказки стихи пословицы загадки считалки 1.2 Игрушки для обыгрывания содержания литературного произведения, например: читаем про мишку, к книгам ставим игрушку мишку, и т. д. 1.3 Иллюстрации по обобщающим понятиям (одежда, фрукты, животные и т. д.) 1. Альбомы или подборки иллюстраций по темам: времена года, семья, животные, 4 птицы количес тво 5 33 5 1 1 1 1 набор 5 1 набор 1.5 Выставки: книги одного автора или одно произведение в иллюстрациях разных художников + 1.6 Тактильные дощечки 11 1.7 Лэпбук (4 сказки) 1 1.8 1.9 Игры на мелкую моторику (пуговицы, крышки, прищепки) Наглядно-дидактическое пособие «Правильно или неправильно» 5 1 1.10 Картотека артикуляционной гимнастики 1 1.11 1.12 1.13 1.14 1.15 2 1 1 1 1 1 2.1 2.2 2.3 2.4 Картотека пальчиковой гимнастики Картотека сюжетно-ролевых игр Иллюстрации к сказкам Мнемо таблицы сказки Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды Периодическая сменяемость художественных произведений в зависимости от сезонных изменений, тематических праздников «Центр книги» размещается около источника естественного света (окна) Вечером в «Центре книги» обеспечивается дополнительное освещение «Центр книги» располагается вдали от шума и игровых центров «Центр изодеятельности»* 1 1 Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования) Заготовки для рисования, вырезанные по какой-либо форме (деревья, цветы, различные предметы и т. д.) 1.2 Бумага тонкая рулон простых белых обоев белый картон цветной картон цветная бумага 1.3 Цветные карандаши (6 основных цветов) гуашь (6 основных цветов) фломастеры 1.4 Круглые кисти (белка №3) 1.5 Цветные мелки восковые мелки Доска для рисования мелом 1.6 салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду (20 х 20 см), для вытирания рук во время и после лепки 1.7 Светлая магнитная доска для демонстрации рисунков детей магнитные кнопки 1.8 Емкости для промывания ворса кистей от краски 1.9 Печатки Губки ватные тампоны для нанесения узоров 1.10 Книга-трафарет животные 1.11 Цветные коврики 1.12 Подбери блюдце к чашке 1.13 Собери цветок 1.14 Фартуки нарукавники 2 Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды 2.1 «Центр изодеятельности» располагается вблизи окна 2.2 «Центр изодеятельности» располагается вдали от шума и игровых центров 2.3 Все иллюстрации располагаются на такой высоте, чтобы дети могли увидеть и рассмотреть их; иллюстрации не должны быть громоздкими и «тяжелыми» для восприятия, должны быть выполнены в разных техниках и жанрах 2.4 Наличие в группе множества привлекательных, разнообразных и простых в использовании материалов для изобразительной деятельности *часть, формируемая участниками образовательных отношений количес тво Для каждого ребенка 1 набор 1 10 наборов 10 набор 10 наборов 10 наборов 10 наборов 1 набор 8 2 набора 8 наборов 1 10 1 28 8 8 8 8 1 1 1 1 9 8 пар