Мы живем в России Зеленова Н.Г. Осипова Л.Е 5-6 лет

Зеленова Н.Г.
Осипова Л.Е.

Мы живем в РОССИИ
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКО
Е ВОСПИТАНИЕ
ДОШКОЛЬНИКОВ

Старшая группа

МОСКВА
2016

УДК 373.2 ББК 74.100.5
Зслснова Н.Г., Осипова Л.Е.
3 48 Мы живем в России. Гражданско-патриотическое
воспитание дошкольников. Старшая группа. — М.:
Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2016. — 112 с.
15ВМ 978-5-98527-068-6

Пособие адресовано старшим воспитателям, воспитателям
дошкольных образовательных учреждений и предлагает
систему
работы
с
детьми
5—6
лет
по
гражданско-патриотическому
воспитанию.
В
нем
представлены перспективное планирование, подробные
конспекты занятий, утренников, развлечений. Предлагаемые
занятия связаны между собой тематически и представляют
целостную картину сведений о родном крае, культуре,
родной стране — России, ее прошлом и настоящем.
Основное содержание дополнено разным практическим
материалом, который поможет педагогу в работе с детьми:
пословицы и поговорки, авторские дидактические игры и т.п.,
а также критерии диагностики уровня знаний и навыков
детей.
Пособие призвано помочь воспитателям увлекательно и
эффективно
проводить
работу
по
гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников,
отследить степень усвоения детьми знаний о родной стране.

УДК 373.2
ББК
74.100.5
15В\ 978-5-98527-068-6 © Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е., 2007
© ООО «Издательство СКРИПТОРИЙ
2003», 2007 Все права защищены

ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по
гражданско-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного
образовательного учреждения и может быть использована как парциальная.
Результатом освоения данной программы является обеспечение
социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения,
обладающего
духовно-нравственными
ценностями,
гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное,
историческое прошлое России. Программа рассчитана натри года и
предназначена для работы с детьми в средней, старшей и подготовительной
группах детского сада. В данном пособии рассматривается система работы
по теме с детьми 5—6 лет.
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня — одно из важнейших
звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое
патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди
нашей страны. Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как «...преданность
и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это
«...не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». В
последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает
в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой
духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе,
толерантное отношение к другим людям. Формирование личности ребенка,
его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных
эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной
и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Врач и педагог М.
Монтессори в своей книге «Дом ребенка» в 1915 г. писала: «Главное в
работе с детьми 3—7 лет — воспитание чувств, т.е. динамика от чувств к
идеям». Наша программа - это попытка движения от воспитания простых
чувств к достижению наивысшей цели — воспитанию чувств
патриотических, любви и гордости за свою Родину.
Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с
создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в
детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми
друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к
родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается
формирование того фундамента, на котором будет вырастать более
сложное образование — чувство любви к своему Отечеству.

3

Целевое назначение программы
Целью
программы
является
воспитание
гуманной,
духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России,
патриотов своего Отечества.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
• обеспечение необходимых кадровых; научно-методических,
материально-технических условий для реализации программы: обучение
педагогов, наличие методической литературы, пособий, художественной
литературы для детей, организация экскурсий, приобретение костюмов
для выступлений, создание развивающей среды в группах и т.д.;
• формирование чувства привязанности к своему дому, детскому
саду, друзьям в детском саду, своим близким;
• формирование у детей чувства любви к своему родному краю,
своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и
традициям;
• формирование представлений о России как о родной стране, о
Москве как о столице России;
• воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому
России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность,
художественное слово;
• воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение
государственной символики России.

Психологические особенности детей дошкольного
возраста
Дошкольное детство - важнейший период становления личности
человека, когда закладываются нравственные основы гражданских
качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире,
обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над
всеми сторонами жизни: ребенок переживает то, что с ним происходит и
им совершается, он определенным образом относится к тому, что его
окружает, переживание этого отношения к окружающему составляет
сферу чувств и эмоций ребенка. Чувства ребенка - это отношение его к
миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного
переживания.

4

К концу дошкольного детства внешние чувства все чаще
становятся мотивами поведения ребенка. Посредством чувств
происходит регуляция поступков, действий, желаний ребенка
сообразно установленным этическим, эстетическим требованиям
общества.
Эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности,
в становлении ценностных ориентаций и отношений. Результаты
деятельности детей и взаимоотношения между ними способствуют
актуализации эмоций, сложившихся ранее в опыте ребенка, а также
перестройке или возникновению новых социальных эмоций.
Ребенок в дошкольном возрасте постигает значение этических
эталонов через рассудочное эмоциональное общение со взрослым
или другим ребенком. Этические эталоны выступают в качестве
взаимосвязанных полярных категорий добра и зла. Нравственное
развитие ребенка в большей мере зависит от того, насколько у него
развита способность соотносить свои действия с этическими
эталонами.
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности,
имеет свои потенциальные возможности для формирования
высших социальных чувств, к которым относится и чувство
патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного
чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких
чувств эта любовь может сформироваться или без какой
эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться.
Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность,
ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в
дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то,
кому-то, быть ответственным уже в любом своем, пусть маленьком,
деле. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам
Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как
человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее
красотой и богатством возникает, если научить ребенка видеть
красоту вокруг себя. Прежде чем человек сможет трудиться на
благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно
выполнять любое дело, за которое берется.
Базой патриотического воспитания является нравственное,
эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького
человека. В процессе такого разностороннего воспитания
зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.

5

Методическое обеспечение
Принципы реализации программы

В основу реализации программы положены следующие
принципы:
• принцип
личностно-ориентированного
общения
—
индивидуально-личностное формирование и развитие
морального облика человека. В процессе обучения дети
выступают как активные исследователи окружающего мира
вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его
опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие —
приоритетные формы общения педагога с детьми;
• принцип
тематического
планирования
материала
предполагает подачу изучаемого материала по тематическим
блокам: родная семья, родной город, родная страна, родная
природа, родная культура;
• принцип наглядности — широкое представление
соответствующей изучаемому материалу наглядности:
иллюстрации,
фотографии
пейзажей,
памятников,
достопримечательностей и т.д.;
• принцип последовательности предполагает планирование
изучаемого познавательного материала последовательно (от
простого к сложному), чтобы дети усваивали знания
постепенно, в определенной системе;
• принцип занимательности — изучаемый материал должен
быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип
формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды
заданий, стремиться к достижению результата.
Содержание тематического планирования материала

Тематическое планирование способствует эффективному
усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, помогает
им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями.
Все предлагаемые темы связаны между собой логически и
вместе представляют целостную картину сведений о России.
Родная семья. Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он
осознает себя человеком — членом семейного сообщества. В
рамках этого блока дети средней группы получают знания о
своем

6

ближайшем окружении, семье, у них воспитываются гуманные
отношения к своим близким, уточняются представления детей о
занятиях, именах близких людей, семейных историях, традициях.
Родной город. Дети получают краеведческие сведения о родном
городе (районе, селе), об истории его возникновения, его
достопримечательностях, промышленности, видах транспорта,
городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей,
деятелях культуры, знаменитых земляках. Воспитывается гордость за
свою малую родину, желание сделать ее лучше.
Родная страна. На занятиях этого блока дети получают
географические сведения о территории России, в средней группе
знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. В
старшей и подготовительной группах расширяют представление о
значении государственных символов России. Воспитывается
уважительное отношение к гербу, флагу, гимну РФ. Дети знакомятся
со столицей нашей Родины — Москвой и другими городами России,
знаменитыми россиянами. Формируются представления о том, что
Россия — многонациональная страна с самобытными, равноправными
культурами, формируются основы гражданско-патриотических
чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре,
осознание личной причастности к жизни Родины.
Родная природа. Любовь к родной природе - одно из проявлений
патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети средней
группы получают сначала элементарные сведения о природе участка
детского сада, затем краеведческие сведения о природе и, наконец, в
старшей и подготовительной группах - общие географические
сведения о России, природе родного края, реках, растениях,
лекарственных травах, животном мире. Воспитывается умение
эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к
природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать
о родной природе.
Родная культура. Очень важно привить детям чувство любви и
уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На
занятиях этого блока дети знакомятся с устным народным
творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками й
обрядами, народным декоративно-прикладным искусством. Педагоги
формируют у детей общее представление о народной культуре, ее
богатстве и красоте, учат детей любить и ценить народную мудрость,
гармонию жизни.

7

Содержание предметно-развивающей среды
Неоспоримо значение правильно организованной предметно развивающей среды для жизни и развития ребенка дошкольного
возраста. Программа предъявляет особые требования к
организации предметно-развивающей среды в группах.
Предлагается
оформить
в
группах
зоны
гражданско-патриотического воспитания, где бы дети могли в
условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о
родном крае, городе, стране. Необходимо иметь широкий спектр
иллюстраций и фотографий с видами родного города, родной
страны, столицы, климатических зон России. Это могут быть
панорамные снимки достопримечательностей, картины с
изображением родных пейзажей, иллюстрации народных
промыслов, произведения устного народного творчества,
образцы российского герба и флага. Предлагаемый детям
материал должен в обязательном порядке меняться в
зависимости от изучаемых тематических блоков.

Формы реализации программы

Реализация
программы
предполагает
осуществление
специально организованных занятий, в процессе которых дети
получают знания, навыки по изучаемым тематическим блокам.
Цикл занятий по ознакомлению с родным городом (селом)
целесообразно
проводить
в
форме
экскурсий
по
достопримечательным местам малой родины. Организуются
целевые прогулки, которые помогают детям в условиях
активного исследования окружающего мира делать выводы о
сезонных изменениях в природе, жизни городских птиц,
обитателей водоемов и т.д.
Большая роль в реализации программы отводится совместной
деятельности воспитателей с детьми, т.к. воспитание чувств —
процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки
расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение
взрослого с ребенком, в результате и посредством которого
формируется такое сложное образование, как чувство любви к
Родине. В совместной деятельности воспитатели широко
используют
дидактические,
подвижные,
настольные,
сюжетно-ролевые, театрализованные игры с детьми, которые
помогают, опираясь на основной вид

8

детской деятельности - игровую, формировать у детей
соответствующие программным задачам знания и навыки. В
совместную деятельность мы предлагаем включать беседы о
родном городе (селе, деревне), городах России, животных родного
края и т.д., рассматривание тематических альбомов, иллюстраций,
организацию выставок предметов детского творчества.
Наиболее эффективно воздействие на ребенка средствами
эстетического воспитания, поэтому большая роль в программе
отводится изобразительной деятельности, прослушиванию
литературных и музыкальных произведений. Литература и
искусство оказывают огромное влияние на нравственное развитие
и эмоциональный мир ребенка.
Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают
праздники, утренники, массовые мероприятия. Мы предлагаем
проводить
мероприятия,
способствующие
развитию
патриотических чувств, например:
• праздничный концерт ко Дню пожилого человека;
• осенняя ярмарка;
• новогодний утренник;
• рождественские колядки;
• День защитников Отечества;
«Встреча весны» - фольклорный праздник;
• масленичная олимпиада;
• День Победы;
• День защиты детей;
• веселые спартакиады.
Большую помощь в воспитании маленьких патриотов
оказывают занятия детей в кружках по интересам. Работа кружков
предполагает закрепление полученных на занятиях знаний о
культуре и предметах народно-прикладного творчества. Можно
организовать
работу
таких
кружков,
как
вышивание,
бисероплетение, фольклорный ансамбль, декоративное рисование,
театральная студия.

2 -2077

9

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Сентябрь
Дата

Тема
недели

1-я неделя

Программное
содержание
Определение первичного уровня знаний детей о Родине

Наблюдение за общением
детей в группе,
выявление первичных
знаний по программе
2-я неделя

Моя улица

3-я неделя

Дома бывают разные

4-я неделя

Городские здания

Работа с детьми

Анкетирование родителей с целью определения отношения к
программе, беседы с детьми, игры, наблюдение за
взаимоотношениями детей в группе

Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам,
жилым домам, закрепить знание домашнего адреса, учить
детей правилам безопасного перехода через дорогу,
Занятие, беседы о родной улице, целевая прогулка. Пословицы
обогащать словарь детей словами: газон, тротуары, пешеходный и поговорки о дружбе, загадки о правилах дорожного
переход, пешеходы, проезжая часть. Воспитывав в детях
движения.
дружелюбное олюшение друг к другу, желание играть вместе, Рисование: «Моя родная улица». Составление схемы с
общаться, дружить, развивал) коммуникативные навыки
родителями «Моя дорога в детский сад».
Подвижные и дидактические игры «Ручеек», «Клубочек», «Мой
домашний адрес», «Я живу на улице...». Сюжетно-ролевые
игры на дорожной размелсе на участке детского сада
Формировать у детей интерес к родному городу, улицам,
Занятие, беседы о доме, целевая прогулка.
жилым домам. Закрепить знание домашнего адреса.
Чтение стихотворений, художественной литературы.
Познакомить детей с тем, какие в городе бывают дома:
Рисование. «Мой дом».
этажность, номера, из чего построены. Закреплять навык
Дидактические игры «Мой этаж», «Из чего построен дом», игры
безопасного перехода проезжей части дороги. Обогащать
на дорожной разметке на участке детского сада
словарь: многоэтажный дом
Познакомить детей с разными видами городских зданий, их
Занятие, беседы о городской архитектуре, рассматривание
назначением, объяснил), что дома бывают жилые и нежилые, иллюстраций и фотографий городских зданий, пословицы и
пополнять словарь: школа, библиотека, парикмахерская, аптека, поговорки о доме, загадки про городские Здания.
больница, аэропорт, банк, магазин
Дидактические игры «Жилое-нежилое», «Из чего построен
дом»

Октябрь
Дата
1-я неделя

Тема
недели

Программное
содержание

Городские здания
Закрепить знания разных видов городских зданий, их
назначение, познакомить детей с сооружениями культуры и
досуга, их назначением. Пополнять словарь детей: бассейн,

теннисный корт, аквапарк, кукольный театр, филармония,
художественный музей, художник, композитор

Работа с детьми
Занятие, беседы о городских зданиях, рассматривание открыток
с видами города.
Дидактическая игра «Жилое-нежилое».
Фотовыставка «Как мы отдыхаем», экскурсии. Рисование: «Мое
любимое место в городе»

2-я неделя

Золотая осень

Занятие, беседы об осенних приметах в родном городе, целевая
прогулка, рисование осенних листочков, рассматривание
Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, ее
красоте, пробуждать хтетические чувства, воспитывать умение осенних пейзажей, чтение стихотворений русских поэтов об
осени.
наблюдать явления природы и устанавливать простейшие
Народные приметы об осенних месяцах, пословицы о приметах
связи между ними, передавать в высказываниях свое
отношение к природе. Побуждать детей любоваться красотой погоды. Составление осеннего букета в группе.
осенних деревьев. Обогащать словарь детей относительными Дидактические игры : «Когда это бывает», «С какого дерева
прилагательными: рябиновый, березовый, липовый, кленовый. листок», «Что нам осень принесла»
Познакомить детей с поэтическими представлениями русского
народа об осени

3-я неделя

Зачем нужна деревня?

Познакомить детей с особенностями жизни людей в деревне,
характером их занятий, формировать у детей интерес и любовь Занятие, беседы о жизни людей в деревне, рассматривание
к своей малой родине
иллюстраций, чтение стихотворений, художественной
литературы о жизни в деревне, красоте русской природы.
Дидактические игры: «Город - деревне», «Деревня - городу»,
«Кто живет в деревне».
Рисование: «Деревенский дом»

4-я неделя

Осенины

Средствами эстетического воспитания побуждать детей Утренник для родителей и детей в фольклорном стиле.
восхищаться красотой русской природы осенью, дарами Изготовление украшений для музыкального зала, разучивание
природы человеку
стихов, песен, танцев

Ноябрь
Дата

1 -я неделя

Тема
недели

Программное
содержание

Путешествие на почту
Развивать у детей интерес к родному городу, познакомить с
особенностями работы людей на почте, средствами связи
людей друг с другом. Пополнять словарь детей: почтальон,

бандероль, письма, конверты, посылки.
Повторить домашний адрес
2-я неделя

Работа с детьми

Книжкин дом

Занятие, беседы о средствах связи людей в разных городах,
рассматривание иллюстраций, экскурсия на почту, чтение
произведений Н. Носова «Телефон»,
С. Михалкова «Почта», загадки.
Сюжетно-ролевые игры: «На почте», «Отправим письмо»,
«Телефон»

Занятие, беседы о книге, рассматривание иллюстраций,
экскурсия в библиотеку, ремонт книг в группе, загадки,
Познакомить детей с историей возникновения книги,
пословицы про книги «День любимой книжки», составление
особенностями работы людей в библиотеке, воспитывать
бережное отношение к книге, уважение к труду работников рассказов о любимых книгах, рисование иллюстраций к
библиотек, формировать трудовые навыки. Пополнять словарь любимой книге
детей: библиотека, библиотекарь, абонемент, читатели, переплет,

страницы, обложка, иллюстрации
3-я неделя

Наземный пассажирский Познакомить детей с разными видами транспорта родного
транспорт родного города города, особенностями труда людей разных профессий,
раскрывать общественную значимость труда взрослых,
воспитывать уважение к труду людей транспортных
профессий.
Пополнять словарь детей названиями профессий, названиями
городского транспорта: троллейбус, автобус, трамвай, метро,

Занятие, беседы о городском транспорте, рассматривание
иллюстраций, чтение стихотворений о профессиях, загадки про
пассажирский транспорт. Рисование: «Транспорт», аппликация
«Автобус». Сюжетно-ролевые игры: «Поезд», «Автобус» и т.д.
Дидактические игры: «Кто чем управляет», «Пассажирский
транспорт»

маршрутов такси

4-я неделя

Воздушный транспорт
родного города

Поддерживать у детей интерес к разным профессиям,
познакомить с профессиями людей, работающих в авиации.
Воспитывать чувство гордости за свой родной
город.
Пополнять словарь: воздушный транспорт, аэропорт, летчик,

Занятие, беседы о разных профессиях, рассматривание
иллюстраций, чтение художественной литературы о труде
летчиков.
Рисование: «Кем я стану, когда вырасту». Сюжетно-ролевая
игра «Самолет»

бортпроводник, иллюминатор, пропеллер

Декабрь
Дата
1 -я неделя

Тема
недели

Программное
содержание

Работа с детьми

Водный
транспорт Закреплять у детей представление о том, что такое профессия, Занятие, беседы о профессиях на транспорте, экскурсия,
родного города
поддерживать интерес к разным профессиям, познакомить
рассматривание иллюстраций, загадки про водный транспорт.
детей с профессиями людей, работающих на водном
Рисование: «Теплоход на реке».
транспорте.
Сюжетно-ролевая игра «На корабле».
Пополнять словарь: водный транспорт, речной вокзал,
Дидактическая игра «Закончи строчку»

судоходство, капитан, команда, капитанский мостик, корма, палуба,
штурвал.
Воспитывать чувство гордости за свой родной город

2-я неделя

Закреплять у детей представления о разных профессиях,
Железнодорожный
транспорт родного города познакомить детей с профессиями людей, работающих на
железнодорожном транспорте.
Пополнять словарь: железнодорожный транспорт, машинист,
вагоны, проводник, пассажиры, станции. Воспитывать чувство
гордости за свой родной город

Занятие, беседы о железнодорожном транспорте,
рассматривание иллюстраций, загадки про железнодорожный
транспорт, чтение стихотворений, художественной литературы.
Сюжетно-ролевая игра «Поезд».
Дидактическая игра «На чем едем, летим, плывем»

3-я неделя

Новый год у ворот

Занятие, беседы о людях разных национальностей,
рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений про
Новый год, о зиме, прослушивание фольклорных песен по теме.
Рисование: «Новогодний подарок»

4-я неделя

Новогодний праздник

Формировать первоначальные представления об обычаях и
традициях разных народов, познакомить с новогодними
традициями России и других стран, формировать
гражданско-патриотические чувства. Пополнять словарь
названиями стран: Японии, Болгария, Италия, Гврмания и др.

Средствами эстетического воспитания побуждать детей
радоваться новогодним праздникам, восхищаться нарядной
елкой, воспитывать желание дарить подарки своим близким

Утренник для детей и родителей «Здравствуй, здравствуй,
Новый год». Изготовление атрибутов для украшения группы,
новогодних игрушек, подарков для родных. Разучивание
стихов, песен, танцев

Январь
Дата

Тема
недели

1-я, 2-я недели Промежуточная
диагностика уровня
знаний по программе

Программное
содержание
Обследование детей на выявление уровня знаний по
программе за полгода

Работа с детьми
Беседы, игры с детьми

З-я неделя

Родной город (итоговое Расширять и закреплять знания детей о родном городе,
Занятие, беседы о родном городе, рассматривание открыток с
занятие по блоку «Родной познакомить детей с историей возникновения родного города, видами города, чтение художественной литературы.
город»)
воспитывать патриотические чувства к малой
Дидактические игры: «Когда это бывает», «На чем поедем»,
родине
«Районы нашего города», «Родные улицы», «Какие бывают
здания», «Домашний адрес»

4-я неделя

Волга - рекам Родины
царица

Закрепить названия родного города, реки, формировать
чувство любви к своему городу, расширять представления
детей о природных богатствах России, побуждать детей
восхищаться красотой реки Волги. Познакомить детей с
историей возникновения названия «Волга»

Занятие, беседы о малой родине, рассматривание иллюстраций,
фотографий с видами Волги, фотовыставка «Мы на Волге»,
чтение стихов о Волге, решение экологических задачек

Февраль
Дата

Тема
недели

Программное
содержание

Работа с детьми

1-я неделя

Растительный мир
родного края

2-я неделя

Лекарственные растения Расширять представления детей о природе родного края,
Занятие, беседы о природе родного края, рассматривание
родного края
воспитывать патриотические чувства. Побуждать детей
альбомов с иллюстрациями лекарственных растений, загадки
восхищаться красотой родной природы. Познакомить с
про растения.
лекарственными растениями родного края, их использованием Дидактическая игра «Зеленая аптека»
в лечебных целях

З-я неделя

Животный мир родного
края

Расширять представления детей о животном мире родного
Занятие, беседы о животных родного края, рассматривание
края, побуждать детей восхищаться красотой родной природы, открыток, иллюстраций с изображением животных, птиц,
формировать основы экологического мировоззрения
насекомых, загадки про животных, Дидактические игры: «У
кого какой домик», «Узнай по описанию»

4-я неделя

День защитников
Отечества

Формировать чувство уважения к защитникам Родины,
развивать патриотические чувства

Расширять представления детей о природе родного края,
воспитывать патриотические чувства, побуждать детей
восхищаться красотой родной природы

Занятие, беседы о растениях родного края, рассматривание
альбомов, фотографий, открыток с видами родной природы.
Загадки про растения, деревья, решение экологических
задачек.
Дидактические игры: «Какие растут деревья», «Какие бывают
кустарники», «С какого дерева листок»

Утренник для детей и родителей «День защитников
Отечества», разучивание стихов, песен, инсценировок,
изготовление подарков для пап и дедушек. Чтение
художественной литературы о подвиге наших
соотечественников во время Великой Отечественной войны

Март
Дата

Тема
недели

Программное
содержание

Работа с детьми

1-я неделя

Мама - первое слово

Средствами эстетического воспитания формировать в Утренник для мам и бабушек. Разучивание стихотворений о
сознании детей образ мамы как самого дорогого человека. маме, инсценировок. Изготовление подарков для мам и
Побуждал, детей восхищаться красотой, добротой матери, бабушек, атрибутов для украшения музыкального зала к
ценить ежедневную заботу мамы о своей семье. Воспитывать утреннику, фотовыставка «Вот какие мамы».
духовно-нравственные чувства
Дидактическая игра «Какая моя мама»

2-я неделя

Мы - россияне

Сформировать в воображении детей образ Родины,
формировать у детей представление о России как о родной
стране, чувство любви к своей Родине, закрепил, название
родной страны «Россия»

3-я неделя

Россия - наша Родина

Расширял, знания детей о Родине, вызвал, интерес к
Занятие, чтение стихотворений о Родине, пословицы и
прошлому, настоящему и будущему России. Познакомить детей поговорки о Родине, рассматривание иллюстраций, отхрыток с
с понятиями большая и малая Родина
видами разных городов России

4-я неделя

Государственные
символы России:
флаг и гимн

Занятие, чтение стихотворений о Родине, пословицы и
поговорки о Родине, рассматривание иллюстраций с разными
климатическими зонами России, выставка рисунков «Моя
Родина»

Закрепить и обобщить знания детей о государственных
Занятие, рассматривание изображения государственного герба
герб, символах России - гербе, флаге, сформировать уважительное и флага РФ, рассматривание герба на монетах, документах,
отношение к государственным символам, познакомил, детей с аппликация «Наш флаг».
символическим значением герба РФ, цветов флага
Дидактические игры: «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг»

Апрель
Дата

Тема
недели

Программное
содержание

Работа с детьми

1 -я неделя

«Жаворонки»

Средствами эстетического воспитания побуждать детей
восхищаться красотой русской природы весной, познакомить
фольклорными образцами народного творчества: песнями,
танцами, народными традициями встречи весны

Занятие-развлечение для детей и родителей. Изготовление
с атрибутов для украшения музыкального зала. Разучивание
фольклорных песен, танцев. Выставка детских рисунков «В окно
повеяло весною»

2-я неделя

О творчестве А.С.
Пушкина

Познакомить детей со знаменитым соотечественником - А.С.
Пушкиным. Побуждать детей восхищаться его творчеством.
Воспитывать интерес к его произведениям

Занятие, рассматривание репродукций портретов А.С. Пушкина,
прослушивание стихов, сказок, рассматривание иллюстраций к
ним.
Рисование: «Сказки Пушкина»

3-я неделя

Москва - столица нашей Познакомить детей с главным городом России - Москвой.
Формировать представление о Москве как о столице нашей
Родины
Родины, самом большом и красивом городе России, городе, в
котором работает правительство РФ. Побуждать детей
восхищаться красотой Москвы, интересоваться ее
историческим прошлым, современными достижениями.
Воспитывать патриотические чувства

Занятие, рассматривание открыток с видами Москвы, просмотр
видеофильма о достопримечательностях столицы,
прослушивание стихов, литературных произведений о Москве,
рассказы детей, побывавших в Москве, о столице, фотовыставка
«Моя Москва»

4-я неделя

Город-герой Москва

Занятие, прослушивание стихов, литературных,
музыкальных произведений о Москве в годы Великой
Отечественной войны, выставка рисунков «Москва во время
войны»

Познакомить детей с обороной Москвы в годы Великой
Отечественной войны, формировать понимание значимости
патриотического подвига граждан всей страны по защите
главного города страны от врагов

18

ЗАНЯТИЯ
Моя улица
Программное содержание: формировать у детей интерес к
своей малой родине, улицам, жилым домам, закрепить знание
домашнего адреса, учить детей правилам дорожного
движения, обогащать активный словарь детей словами:
тротуар, пешеходный переход, пешеходы, проезжая часть, газон.

Оборудование и материалы: картинка «Улица большого
города», альбомы, краски.
Ход занятия

Воспитатель. Вспомните свой домашний адрес. (Дети по
очереди называют.)

Мы живем с вами в большом красивом городе с широкими
улицами и проспектами, а как называется наш город?
А что такое улица? Запоминайте, ребята, улица — это часть
территории города или небольшого поселка, расположенная
между жилыми домами или кварталами, предназначенная для
движения автомобилей и пешеходов. Улица делится на две
части: тротуар и проезжую часть. По тротуару ходят люди, а
по проезжей части движутся автомобили. Поэтому ходить по
тротуару безопасно, т.к. их делают немного выше проезжей
части, чтобы туда не заезжали автомобили.
— Кто запомнил, как называется место, где ходят люди?
— А на какой улице стоит наш детский сад?
— Какие еще улицы нашего города вы знаете?
— Кто такие пешеходы?
— Давайте рассмотрим картину. (Показать иллюстрацию
«Улица большого города».)

Вопросы по картине:
— Какие машины едут по этой улице?
— Где здесь тротуар?
— А где проезжая часть?
— Где можно ходить людям, а где ездить машинам?
— Что помогает людям правильно переходить дорогу?

19

— При каком сигнале светофора можно переходить дорогу?
Давайте поиграем в игру «Закончи строчку».
Светофор
Стоп, машина!
Стоп, мотор!
Тормози скорей, шофер!
Красный глаз глядит в упор —
Это строгий... (светофор).
Вид он грозный напускает,
Ехать дальше... (не пускает).
Обождал шофер немножко,
Снова выглянул в окошко.
Светофор на этот раз
Показал зеленый... (глаз).
Подмигнул и говорит:
«Ехать можно, путь... (открыт)».
М. Пляцковский

— А теперь отвечайте словами: запрещается или
разрешается. (Игра по мотивам стихотворения В. Семернина
«Запрещается-разрешается».)
Быть примерным пешеходом... (разрешается).
Переход при красном свете... (запрещается).
При зеленом даже детям... (разрешается).
Ехать «зайцем», как известно... (запрещается).
Уступить старушке место... (разрешается).
Воспитатель. Молодцы, ребята! А теперь давайте нарисуем
улицу, на которой стоит наш детский сад.

20

Дома бывают разные
(форма проведения - целевая прогулка)
Программное содержание: формировать у детей интерес к своей
малой родине, улице, домам, учить детей правилам дорожного
движения, обогащать активный словарь детей словами:
многоэтажный дом, пешеходы, проезжая часть.
Оборудование и материалы: мяч, атрибуты для игры в светофор.

Воспитатель читает стихотворение.
Дома бывают разные:
Высокие и низкие,
Зеленые и красные,
Далекие и близкие,
Панельные, кирпичные,
Вроде бы обычные,
Дошкольные, лечебные,
Торговые, учебные,
Театры и жилые —
Красивые такие!
Полезные, прекрасные —
Дома бывают разные.
— Ребята, посмотрите, как много высоких домов вокруг нашего
детского сада. В каждом доме живут люди: отдыхают, растят детей,
отмечают праздники, смотрят телевизор. В этих домах живут дети,
которые ходят в наш детский сад. Посмотрите, как много этажей в
этом доме. Такой высокий дом называется многоэтажный. Давайте
вместе повторим это слово. А на каком этаже живете вы?

Игра с мячом «Я живу на ... этаже»
Дети по очереди передают друг другу мяч и называют свой этаж. Воспитатель.
— Посмотрите на здание нашего детского сада, сколько этажей
в здании нашего детского сада? Два, значит, это какой дом —
двухэтажный.

21

— На каком этаже находится наша группа?
Вот такие большие, красивые дома строят люди по профессии
строители. Дома бывают из разного материала: из кирпичей —
кирпичные, из панелей - панельные, а в деревнях часто строят
дома из дерева, такие дома называются деревянные.
— А кто знает, как называется улица, на которой стоит его дом?
(Дети перечисляют.)

Правильно, ребята. По этим улицам мы каждый день ходим в
детский сад, а взрослые на работу. По этим улицам ездят машины,
автобусы, трамваи.
На участке детского сада проводится игра «На дорожной разметке».
Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Михалкова
«Шагая осторожно».
Движеньем полон город:
Бегут машины в ряд.
Цветные светофоры И день и
ночь горят.
Шагая осторожно,
За улицей следи И только
там, где можно,
Ее переходи!
Воспитатель.
— Мы будем говорить сейчас о законе поведения на улице и
дороге, который называется «Правила дорожного движения». Этот
закон очень строгий. Он не прощает пешеходов, которые ходят, как
захотят, не соблюдая правил. Но этот закон и очень добрый. Он
охраняет людей от страшных несчастий, бережет их жизнь.
— Кто такой пешеход?
— Кто из вас переходит дорогу, когда идет в детский сад?
— Кто или что помогает вам правильно перейти дорогу?
Давайте мы сегодня поучимся правильно переходить дорогу.
Отгадайте, кто нам в этом поможет?

22

Он и вежливый, и строгий.
Он известен на весь мир.
Он на улице широкой
Самый главный командир.
У него глаза цветные,
Не глаза, а три огня.
Он по очереди ими
Смотрит сверху на меня.
И. Лешкевич
Воспитатель. Что это? Правильно, ребята, это светофор. А вы
знаете сигналы светофора? Сейчас проверим.

Если свет зажегся красный — значит, двигаться
опасно.
Свет зеленый говорит: «Пешеходам путь открыт!».
Желтый свет — предупрежденье:
Жди сигнала для движенья.
С. Михалков
Игра «Светофор»
Воспитатель предлагает детям разделиться на «пешеходов» и «водителей».
«Водители» получают игрушечные рули и начинают двигаться
по проезжей части. Воспитатель «переключает» сигналы светофора,
а дети на зеленый переходят улицу, на желтый стоят и хлопают в ладоши,
на красный стоят на месте.

Воспитатель. Светофор доволен вами. И еще запомните,
ребята, когда вы переходите улицу, надо обязательно крепко
держаться за руку взрослого и переходить улицу только с ним
и только в местах, где есть пешеходный переход.
Мы уже знаем, в каких домах и на каких улицах вы живете. А
что еще надо назвать, чтобы ваш домашний адрес был
полным? (Ответы детей.) Правильно, ребята, домашний адрес
— это название улицы, номер дома и номер квартиры.
Давайте поиграем в игру «Мой домашний адрес».
Дети передают по кругу мяч и говорят: « Я живу на улице...
Дом номер... Квартира номер...».

23

Итог занятия
Воспитатель. Я очень рада, что многие из вас так хорошо
знают свой домашний адрес. А кто не знает, должен
обязательно его выучить.

Городские здания
Программное содержание: формировать интерес к своей малой
родине, улицам, познакомить детей с разными видами зданий, их
назначением, пополнять активный словарь детей: многоэтажный
дом.
Ход занятия

Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку.

В два ряда дома стоят —
Десять, двадцать, сто подряд - И
квадратными глазами Друг на
друга глядят.
— Что это? Правильно, это улица. Давайте поиграем в игру «Кто
больше улиц назовет».

Воспитатель. Вот видите, как много улиц вы назвали, но в нашем
городе, который называется... их гораздо больше. Кроме улиц, есть
площади, проспекты, бульвары, переулки. Совсем рядом с детским
садом находится улица...
На каждой улице стоят жилые дома. Люди научились строить
дома в очень давние времена. Дом защищал от холода и зноя, от
дождя и ветра, но древний человек боялся еще и хищных зверей, и
лесного пожара, и неожиданного нападения врагов. Тогда дом был
еще и крепостью, защитой для чело века. Сегодня городские дома
строят из кирпичей и бетонных блоков. (Продемонстрировать
картинку.) Многоэтажные дома защищают человека от любой
непогоды. Дом очень важен для каждого человека. Послушайте,
какие мудрые пословицы сложил русский народ о доме.

Без хозяина дом — сирота!
Не красна изба углами, а красна пирогами.
24

• В родном доме и стены греют.
• Дом вести — не лапти плести.
• Человек без угла, что птица без крыла.
— Но, кроме жилых домов, в которых мы с вами живем, в
нашем городе много других зданий. Сегодня мы поговорим о
зданиях, построенных человеком для работы.

Дома бывают разные:
Зеленые и красные,
Дошкольные, лечебные,
Торговые, учебные.
— Отгадайте загадку про одно такое здание.

Стоит дом.
Кто в него войдет,
Тот ум приобретет.
Что это?
(Школа)
Воспитатель.

Правильно,

ребята,

это

школа.

(Продемонстрировать иллюстрацию.) Очень скоро вы тоже

пойдете в школу.
— А зачем дети ходят в школу. (Ответы детей.)
— Кто такие ученики и учителя?
— Как ведут себя ученики на уроке?
— Какие школьные принадлежности вы знаете?
— Какие уроки бывают в школе?

Что за чудо — книжкин дом.
У каждой книжки место в нем.
(Библиотека)
— Что такое библиотека? (Показать иллюстрацию.)
— Кто из вас бывал в библиотеке?

Здесь взлетают по минутам
Самолеты друг за другом.
Чтобы нам везде успеть,
Нужно сесть и полететь. (Аэропорт)
Л. Осипова
4 -2077

25

— Расскажите, кто из вас бывал в аэропорту, что там видел?
Очень ловко и красиво
Подстригут вас всем на
диво.
(Парикмахерская)
Л. Осипова
Воспитатель показывает детям картинки: аптека, почта,
парикмахерская, больница, аэропорт и т.д. По каждой
картинке проводится небольшая беседа, что это за здание, с
какой целью туда приходят люди.
Например: Это аптека, в аптеку люди приходят, чтобы
купить лекарство, и т.д.
Проводится игра «Жилое-нежилое» (см. приложение).
Итог занятия
Воспитатель. Давайте вспомним, какие улицы и здания есть
в нашем городе.

Отдых в родном городе
Программное содержание: формировать у детей интерес к
своей малой родине, закрепить названия жилых и нежилых
зданий: аптека, больница, банк, библиотека, школа, детский
сад, аэропорт, парикмахерская, магазин. Познакомить детей со
строительными сооружениями культуры и досуга, их
назначением. Пополнять активный словарь детей: филармония,
цирк, театр, кинотеатр, бассейн, музей.
Оборудование и материалы: картинки или фотографии зданий

различного назначения, альбомы, краски.

Ход занятия

Воспитатель. Вспомните, ребята, какие нежилые здания есть
в нашем городе, на улицах около детского сада. Правильно!
(Магазины, парикмахерские, поликлиника, школа, банк,
библиотека и т.д.)
26

Все эти учреждения необходимы людям для учебы, лечения,
работы, жизни.
Воспитатель. Но в нашем городе есть еще очень много домов,
построенных специально для того, чтобы люди приходили и
отдыхали. Отдыхать можно по-разному. Например, многие люди
любят активный отдых, они занимаются спортом, для этого в
нашем городе есть бассейны, спортивные залы, теннисный корт,
аквапарк. (Воспитатель демонстрирует детям картинки.)
— Кто из вас бывал в бассейне? В аквапарке? Вам там
понравилось, почему? (Ответы детей.)
Воспитатель. Но есть и другие виды отдыха. Например,
культурный отдых. Живут на земле такие особенные,
замечательные люди, которые умеют сочинять музыку, стихи,
сказки, умеют рисовать, придумывать танцы. Про таких людей
говорят: «У них талант!». Как вы думаете, что такое талант?
Одна из самых творческих профессий в мире — профессия
композитора. Композиторы сочиняют музыку. Какая бывает
музыка? (Ответы детей: веселая, грустная, медленная, быстрая.)
— Чтобы мы услышали то, что сочинил композитор, можно
включить телевизор, можно послушать магнитофон, а можно
сходить в специальное, очень красивое здание — филармонию, где
проходят концерты. Люди приезжают сюда со всего города
специально для того, чтобы послушать красивую музыку. Давайте
вместе повторим это слово — филармония.
— Есть в нашем городе театры. Кто знает, что такое театр? Это
место, где артисты разыгрывают спектакли, показывают их
зрителям. В нашем городе очень много театров и есть особенный
театр для детей — театр кукол.
Там показывают кукольные спектакли. Кто бывал в кукольном
театре? Какую сказку там смотрел? (Ответы детей.)
— Скажите, а где можно посмотреть кино? Правильно, в
кинотеатре. Расскажите, кто бывал в кинотеатре, какой
мультфильм или кино вы смотрели? (Рассказы детей.)
— А вы любите рисовать? Человека, который рисует картины,
называют художником. Картины выставляют в художественных
музеях. Все люди приходят и любуются его картинами. В нашем
городе тоже есть художественный музей. Нарисовать настоящую
картину трудно.
4*

27

Для этого нужно быть очень талантливым человеком.
Посмотрите на эти картины. Они нарисованы рукой художника.
(Воспитатель демонстрирует несколько репродукций, называя автора.)

— Сегодня я предлагаю вам самим немного побыть
художниками и нарисовать свое любимое место в нашем городе,
может быть, это будет родной двор или наш детский сад. А потом
мы с вами устроим настоящую художественную выставку.
Итог занятия
Дети вместе с воспитателем рассматривают получившиеся
работы, узнают места родного города.
Воспитатель. Вот как много в нашем городе замечательных
зданий, построенных людьми для нас с вами. Назовите, какие
здания созданы человеком для отдыха (театры, музеи, бассейны,
филармония, кинотеатры).

Золотая осень
(форма проведения - целевая прогулка)
Программное содержание: формировать у детей интерес и любовь к
родной природе, учить любоваться красотой осенних деревьев.
Воспитывать
умение
наблюдать
явления
природы
и
устанавливать простейшие связи между ними. Обогащать
активный словарь детей прилагательными: рябиновый, березовый,
липовый,
кленовый.
Познакомить
детей с
поэтическими
представлениями русского народа об осени.

Ход занятия
N

Воспитатель.
— Посмотрите вокруг, какая сегодня погода? (Ответы детей.)
— Какое время года наступило? '
— Почему вы решили, что пришла осень?
— Какие приметы осени вы знаете? (Ответы детей.)
— Послушайте стихотворение про осень.

Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
28

В пурпуре осеннем даже дуб зеленый.
Утешает осень: «Не жалейте лета!
Посмотрите — роща золотом одета».
3. Федоровская
— Что еще, кроме листьев, меняется осенью в природе? (Ответы
детей.)

Осень бывает разной: грустной и веселой, пасмурной и
солнечной.
— Как вы понимаете русскую пословицу «В осеннее ненастье
семь погод на дворе»? (Ответы детей.)
— Но осень прекрасна в каждом своем мгновении. Давайте
вспомним, какие деревья растут на участке нашего детского сада.
(Рябины, березы, тополя, лиственницы, липы.) Что произошло с
листьями? Послушайте, как поэт описал осенние листья.
Листья солнцем наливались.
Листья солнцем пропитались.
Налились, отяжелели,
Потекли и полетели,
Зашуршали по кустам,
Поскакали по сучкам.
Ветер золото кружит,
Золотым дождем шумит!
М. Лесовая
Воспитатель. Как называется этот золотой дождь? Правильно, это
листопад. Очень красиво, правда? Посмотрите под ноги, везде
ковер из разноцветных листьев. Давайте найдем листочки с
березы, рябины, клена и рассмотрим их.
— Листья березы, какие листья? (Березовые.)
— Какого они цвета?
— Какие еще листья у вас под ногами? (Кленовые, липовые,
рябиновые.)
— Какого они цвета?
— Что такое листопад?
— Какие осенние месяцы вы знаете?
— Какой сейчас месяц?
— Наступает последний месяц осени — ноябрь. В народе ноябрь
называют листогной, полузимник, потому что после него идет
зима. О ноябре бытует много пословиц.
29

• Ноябрь — ворота зимы.
• Ноябрь - сумерки года.
• Холоден октябрь-батюшка, а ноябрь и его перехолодил.
В ноябре довольно темные ночи, ведь снега еще нет.
О приметах погоды тоже есть пословицы.
• Если снег ляжет на сырую землю и не растает, то весною
рано и дружно зацветут подснежники.
• В ноябре снегу надует — хлеба прибудет.
А сейчас давайте вместе соберем последние листочки и
украсим ими нашу группу.

Русская деревня
Программное
содержание:
познакомить
детей
с
особенностями жизни людей в деревне, формировать интерес
к своей малой родине, пополнять активный словарь детей.
Оборудование и материалы: картинки с изображением
деревенских домов, пейзажей, домашних животных, альбомы,
карандаши.
Ход занятия

Воспитатель.
— Ребята, кто знает, что такое деревня?
— Кто из вас бывал в деревне?
— У кого в деревне живут бабушки и дедушки?
— Вспомните, как называется ваша деревня. (Воспитатель
вместе с детьми перечисляет названия известных деревень области.)

— Жизнь в деревне очень сильно отличается от жизни в
городе. Деревенские жители выращивают фрукты и овощи,
ухаживают за домашними животными. Деревенским жителям
приходится рано вставать и много-много трудиться. Лентяям в
деревне не место. На лето горожане вывозят своих детишек
именно в деревню. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)
Правильно, ребята. В деревне нет заводов и фабрик, нет такого
количества автомобилей,
30

как в городе. Поэтому воздух в деревне чистый и полезный.
Деревня всегда расположена около речки, рядом лес. Можно
купаться, ловить рыбу, ходить в лес за грибами и ягодами. Нет
лучше места для отдыха, чем отдых летом в деревне. А сколько
в деревне разных животных и птиц! Каких домашних
животных вы знаете? (Ответы детей.)
— Почему этих животных называют домашними? Что
полезного они делают для человека? Правильно, дети: корова
дает молоко, лошадь перевозит тяжелые грузы, овечка дает
теплую шерсть, кошка ловит мышей, собака сторожит дом.
Отгадайте загадку.
Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда Мы не
уйдем.
Мы бьем исправно
Каждый час.
А вы, друзья, не бейте нас!
С. Маршак
Воспитатель.
— Что это? Правильно, это часы. В городе на каждой станции
метро или автобусной остановке можно увидеть часы. Это
очень важно — знать точное время. Строго по расписанию
ходит общественный транспорт, открываются и закрываются
магазины, включается и выключается освещение на улицах и
площадях. А с чем еще, кроме часов, сверяют свою жизнь
жители деревень?

Кто так заливисто поет О
том, что солнышко
встает?
— Правильно, это петух. Петушок просыпается с первыми
лучами солнца и заливистым кукареканьем будит
Чтобы дом построить
новый, Запасают тес
дубовый, Кирпичи,
железо, краску.
31

Ведущий. Осенью поспевают овощи на огороде, но их надо
сторожить от визита непрошеных гостей. Посмотрите, кто
спешит к нам
на праздник?

Появляется хозяин с корзиной овощей.
Урожай-то мой неплох - И капуста, и горох.
Что поспело, угадайте?
На вопросы отвечайте.
У меня на грядке Выросли загадки,
Сочные да круглые.
Вот такие круглые Летом зеленеют,
Осенью краснеют.
(Помидоры)
Без окон, без дверей Полна горница людей?
(Огурец)
Рос сперва на воле в поле, Летом цвел и
колосился.
А когда обмолотился,
Он в зерно превратился.
(Хлеб)
Сто одежек И все без застежек.
(Капуста)
Сидит дед во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук)
На полу изображается круг (можно использовать обруч).
Дети отгадывают загадки, а хозяин складывает в круг муляжи овощей.
Игроки стоят за кругом. А в круге водящий — хозяин.

34

Хозяин поет и выполняет движения по смыслу:
Я на камушке сижу,
Мелки колышки тешу,
Огород свой сторожу,
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибегали
Волк и лисица,
Бобер и куница,
Заяц усатый,
Медведь толстопятый.
Дети стараются быстро забежать в огород, схватить капусту и убежать.
Кого хозяин запятнает, выбывает из игры. Побеждает тот, кто унесет
больше всех овощей.

Ведущий. Наш хозяин очень устал сторожить свой урожай, а
кто ему в этом может помочь?
Появляется огородное чучело.

Здравствуйте, мои друзья,
Слышал, звали вы меня!

Игра «В огороде чучело»

Дети встают в круг, в центре — чучело. Все говорят слова и
выполняют соответствующие движения.
В огороде чучело Шляпу
нахлобучило,
Рукавами машет И как
будто пляшет.
Это чучело.
Оно сторожить поставлено,
Чтобы птицы не летали,
Чтоб горошек не клевали.
Вот какое чучело!
Шляпу нахлобучило!
5'

35

Синий шарф на палке,
Пусть боятся галки!
На последних словах дети разбегаются, чучело пытается их
догнать.
Ведущий. Становись, честной народ,
В наш веселый хоровод.

Исполняется
песня
«Огородная-хороводная»,
Можжевеловой, сл. А. Пассовой.

муз.

Б.

Чучело. Ребята, а какие русские народные пословицы и
поговорки про осень вы знаете?

• Осень-припасиха — зима-подбериха.
• Холоден батюшка-сентябрь, да кормить горазд.
• Ноябрь — сумерки года.
• Холоден октябрь-батюшка, а ноябрь и его перехолодил.
• Ноябрьские ночи до снега темны.
• Если снег ляжет на сырую землю и не растает, то весною рано
и дружно зацветут подснежники.
• В ноябре снегу надует — хлеба прибудет.
Чучело. Молодцы, ребята. Я вижу, что вы очень много знаете про
осень и за это дарю вам осенние подарки. (Чучело под музыку раздает
детям яблоки или груши.)

Ведущий. Урожай мы весь собрали, пели песни, танцевали,
А теперь пора прощаться, надо зиму в гости ждать.
Осенины, Осенины будем долго вспоминать!

Что такое почта
Программное
содержание:
познакомить
детей
с
особенностями работы людей на почте, со средствами связи
людей друг с другом; пополнять активный словарь детей:
почтальон, бандероль, письма, конверты, посылки, повторить
домашний адрес.
36

Оборудование и материалы: игрушечные телефоны, бумага,

конверт, ручка, игрушечный почтовый ящик.
Предварительная работа: чтение произведений Н. Носова
«Телефон», С. Михалкова «Почта».

Ход занятия

Воспитатель. Отгадайте загадку.

Покручу волшебный круг —
И меня услышит друг.
(Телефон)
— Правильно, ребята, это телефон. (Продемонстрировать детям
игрушечный телефон.)

— Какие бывают телефоны? (Домашний, сотовый, радиотелефон.)
— Что мы говорим, когда берем трубку после звонка?
— Давайте попробуем позвонить друг другу. (Воспитатель
приглашает двух детей разыграть телефонный разговор.)
— А зачем людям нужен телефон? (Ответы детей.) Правильно,

телефон необходим, чтобы поговорить друг с другом, передать
какую- то информацию, очень часто эта информация бывает крайне
важной. Например, когда нужно вызвать пожарных, милицию или
«скорую помощь». Но также можно просто поговорить по телефону с
другом, родственниками, спросить, как у них дела, рассказать о
своих новостях. Телефон — это средство связи между людьми.
Подумайте, какие еще бывают средства связи? (Ответы детей.) Да,
информацию можно передать друг другу разными способами: по
телефону, по почте письмом, телеграммой, через Интернет.
Послушайте рассказ о двух мальчиках.
В одном городе жили два мальчика - Слава и Денис. Ходили они в один детский
сад. И были они большими друзьями. Все свободное время проводили вместе,
рассказывали друг другу обо всем. И все было хорошо, но у Дениса папа был
военным, и по службе ему надо было на некоторое время вместе со своей семьей
переехать в город Москву. Денис сначала обрадовался и побежал скорее к Славе
сообщить ему об этом. Но Слава огорчился: «Ты уедешь, а как же наша дружба? Я не
смогу больше тебе

37

ни о чем рассказать, не смогу тебе ничего подарить». И Денис понял, о чем говорит
Слава, и даже заплакал. Но папа сказал Денису: «Это не так уж и плохо, что вам на
время придется расстаться, а даже интересно. Вы сможете обо всем сообщить друг
другу. Это можно сделать так...».

Воспитатель. Ребята, давайте подумаем, как можно помочь
Денису. (Ответы детей.) Правильно, друзья могут разговаривать
друг с другом по телефону. А еще можно написать письмо,
отправить телеграмму или бандероль. А кто же будет передавать
письма, посылки и телеграммы? Правильно, почтальон. Это он
приносит вам домой письма, газеты, журналы. В каждом городе
нашей страны есть почта. Письмо сначала всегда приходит на
почту, а потом почтальон относит его по указанному адресу.
Давайте попробуем написать письмо. Для этого нам нужны лист
бумаги, ручка, конверт. На листе бумаги люди пишут информацию,
которую хотят передать другому человеку, может быть, это будет
поздравительная открытка. Давайте напишем или нарисуем
что-нибудь на нашем листе, пусть это будет письмо заболевшему
ребенку. (Дети вместе обговаривают текст послания, воспитатель
пишет.) Теперь письмо надо положить в конверт, заклеить. Письмо
готово? Нет, без адреса письмо никуда не дойдет. Вот как важно,
ребята, знать свой домашний адрес.

Игра «Кто где живет»
Дети передают друг другу мяч и называют свой домашний адрес.

Воспитатель.
— Давайте напишем на нашем конверте домашний адрес
получателя.
Вот теперь письмо готово, его можно отправлять. Письмо
опускают в синие почтовые ящики, котррые можно увидеть на
стенах домов, на почте. Из этих ящиков один раз в день письма
забирает работник почты, на почте их упаковывают в контейнеры и
отправляют на железнодорожную станцию или в аэропорт, если
письмо адресовано в другой город. Кроме писем, почта принимает
посылки, бандероли (маленькие посылки), телеграммы, денежные
переводы.
Вот как много важных дел делают сотрудники почты.
38

Итог занятия
Воспитатель задает детям вопросы по содержанию занятия:
— Какие средства связи вы знаете?
— Кто из ваших родных, друзей живет в другом городе? Как
называется этот город?
— Кто писал или помогал сочинять письма или
поздравительные открытки своим родственникам? О чем вы
им писали?
— Кто опускал письма, открытки в почтовый ящик? Где
находятся эти почтовые ящики?

Библиотека
Программное
содержание:
познакомить
детей
с
особенностями работы людей в библиотеке, воспитывать
любовь к книге, бережное отношение к ней, уважение к труду
работников библиотеки, формировать трудовые навыки.
Пополнять активный словарь детей: библиотека, библиотекарь,
абонемент, читатели, переплет, страницы, обложка, иллюстрации.
Оборудование и материалы:
детские книги, книги,

нуждающиеся в ремонте, клей, ножницы, бумага, скотч.

Ход занятия

Воспитатель. Отгадайте загадку:

Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком.
(Книга)
— Да, ребята, это книга. Давным-давно, когда люди еще не
придумали бумагу, они высекали слова-значки (иероглифы)
на камне, позже на глиняных дощечках, в Древнем Египте
писали на папирусах — материале, сделанном из растения
папирус, а в России в старые времена писали на бересте,
выделывали тонкую кожу —
39

пергамент — и писали на ней. Но всегда все люди старались
сохранить написанное: будь то глиняные дощечки, папирусы
или пергамент. Сегодня люди записывают слова, мысли,
истории на бумаге. Посмотрите, как выглядит современная
(Продемонстрировать.)
Книги
очень
красиво
книга.
оформлены. У каждой книги есть обложка, переплет,
страницы. Картинки в книге называются «иллюстрации».
(Продемонстрировать.)

Во все времена люди относились к книге с большим
уважением. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.) Потому
что книга сопровождает человека всю жизнь. Маленькие
дети впервые встречаются в книге со сказками, стихами,
школьники учатся по книгам чтению, математике и многим
другим предметам. В книгах записаны великие изобретения
человека, разные истории и приключения. Книга учит людей
добрым делам. Недаром в русской пословице говорится:
Книга подобна воде.
Дорогу пробьет везде.
Для того чтобы узнать, про что рассказывается в книге,
человек должен уметь читать. Поэтому люди с самого
детства начинают учить буквы, складывать их в слоги, потом
в слова. Многие из вас уже знают буквы, некоторые умеют
читать. Это великое умение, которое позволяет человеку
становиться умным, образованным, узнавать много нового.
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо к бабушке идти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!».
Не надо умолять сестрицу:
«Ну почитай еще страницу!».
Не надо звать, ,
Не надо ждать.
А можно взять И почитать!
В. Берестов
Количество книг очень быстро растет, где же хранятся
книги? (Ответы детей: дома, в книжном магазине, в детском
саду, в школе и Т.Д,.)
40

Правильно, но есть еще специальные дома для книг. Отгадайте
загадку.
Что за чудо — книжкин дом,
У каждой книжки место в нем.
(Библиотека)
— Это библиотека. В нашем городе очень много библиотек. Есть и
специальные детские библиотеки. В библиотеке собрано огромное
количество книг. С их помощью можно ответить на любой вопрос:
Кто такие динозавры?
И откуда льется дождь?
Почему на карте мира Чудо-остров
не найдешь?
Л. Осипова
Это, конечно, шутка, но в детской библиотеке найдутся любые
книги: и сказки, и стихи, и загадки, и приключения. А какие книги
любите вы? Какие любимые вами книги есть в нашей группе?
В библиотеке работает библиотекарь - человек, который отвечает
за все книги и знает о них все. Библиотекарь помогает детям
выбирать нужную книгу, заполняет на каждого читателя абонемент.
Это карточка, в которую записывается название книги, указывается
срок, на который человек может забрать книгу домой. После того как
человек ее прочитает, он обязательно сдает ее назад в библиотеку,
чтобы как можно больше детей могли познакомиться с этой книжкой.
Так что получается, что библиотечные книги — это
путешественницы, которые бывают в гостях у разных детей. Конечно,
от такого частого использования книги страдают, ведь они сделаны
из бумаги. Что может произойти с книгой? (Ответы детей.) Да, дети,
иногда книги рвутся. Это бывает не только с библиотечными
книгами, но и у нас в детском саду, и, наверное, такое бывает и у вас
дома. Послушайте стишок про «больную» книжку.
Заболела эта книжка,
Изорвал ее братишка.
Я больную пожалею,
Я возьму ее и склею.
Б. Заходер
6 2077

41

— О чем говорится в этом стихотворении? Давайте мы с вами
сегодня гоже «полечим» наши «больные» книжки. Что нам для этого
понадобится?
Воспитатель вместе с детьми ремонтирует несколько книг. После
окончания работы все вместе любуются «здоровой» книжкой, решают
впредь обращаться с книгами бережно, аккуратно.
Итог занятия
Воспитатель задает детям вопросы по содержанию занятия:
— Для чего людям нужны книги?
— Как называется дом, где книги хранят и выдают людям на время,
для прочтения?
— Кто там работает?
— Как надо обращаться с книгами?

Наземный пассажирский транспорт
родного города
Программное содержание: познакомить детей с разными
видами транспорта в родном городе, с особенностями работы
людей разных
профессий,
раскрыть общественную
значимость труда взрослых, воспитывать уважение к труду
людей транспортных профессий. Пополнять словарь детей
названиями профессий, названиями городского транспорта:
автобус, трамвай, маршрутное такси, метро, троллейбус.
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением

разных видов городского транспорта, людей транспортных
профессий.
Ход занятия

Воспитатель.
— Кем становятся дети, когда вырастают? Правильно, взрослыми
людьми.
— Чем взрослый отличается от ребенка? (Рассуждения детей.)
— Да, ребята, взрослый человек по сравнению с ребенком большой
и сильный, образованный, потому что много учился и прочитал
много-много книг. У взрослого человека есть семья, растут дети. Вы
ходите в детский сад, а куда ходят взрослые?
42

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».