СОДЕРЖАНИЕ I. 1.1. 1.2. II. 2.1. 2.2. III. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 1. 2. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка 1.1.1. Цели и задачи реализации дополнительной образовательной программы 1.1.2. Принципы и подходы реализации дополнительной образовательной программы Планируемые результаты освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Содержание образовательной деятельности Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Материально-техническое обеспечение дополнительной образовательной программы Методические материалы и средства обучения и воспитания Календарный учебный график Учебно-тематический план ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована рабочая программа Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей Приложение 1 Приложение 2 3 4 4 6 8 9 11 12 12 13 18 18 20 21 1. 1.1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка. На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, необходимо создать условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения. Подготовка к школе детей является одной из самых актуальных проблем на протяжении всей истории образования. В настоящее время дошкольное образование и школа решают сложные задачи перехода на новые Федеральные государственные образовательные стандарты. Успехи современного школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы, в том числе от правильного формирования предпосылок универсальных учебных действий согласно Федеральным государственным стандартам дошкольного образования. Одним из приоритетных направлений развития современной образовательной системы Российской Федерации остается необходимость обеспечения равных стартовых возможностей для детей (из разных социальных групп и слоев населения) при поступлении в начальную школу. Для этого необходимо создать равные условия, которые государство должно обеспечить любому ребенку дошкольного возраста, проживающему в России, независимо от благосостояния семьи, места проживания и национальной принадлежности, для получения такого уровня развития, который позволит ему успешно обучаться в школе. Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста (далее – Программа) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 29» (далее – МА ДОУ) разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному образованию: 1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями). 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 3. Комментарии к ФГОС дошкольного образования Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) Департамента общего образования 28 февраля 2014 год № 08-249. 4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 364820«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 5. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Утверждены 28 января 2021 года N 2, введены с 01.03.2021, срок действия до 01.03.2027 года). 2 6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 7. Приказ Рособрнадзора от 14.08.2020 N 831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации». 8. Устав МАДОУ №29. 9. Другими локальными актами МА ДОУ № 29. Программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов двигательной деятельности в ДОУ, а также возрастных особенностей детей 6 – 7 лет. Сроки реализации образовательной программы 1 год. Формы и режим занятий: Программа реализуется посредством кружковой работы. Режим: продолжительность занятия 1 группа - 30 мин., 2 группа – 30 мин., 1 раз в неделю в группе до 12 человек. 1.1.1. Цели и задачи реализации дополнительной образовательной программы. Цель программы - успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий комфортного перехода с одной образовательной ступени на другую. В соответствии с этой целью решаются следующие задачи: Обучающие: Приобретение знаний, умений и навыков, предшествующих учебной деятельности; Формирование умений точно и ясно выражать свои мысли; Развитие мотивации к учебной деятельности. Развивающие: Прививать ответственное отношение к учебе; Активизировать творческий потенциал; Развить умения и навыки необходимые для занятий в начальной школе; Развивать память, мышление, воображение. Воспитывающие: Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность; Формировать культуру общения друг с другом. 1.1.2. Принципы и подходы реализации дополнительной образовательной программы. 1. Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных подготовку к школе, научно обоснованными и практически апробированными методиками. 2. Принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности. 3. Принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности. 4. Принцип личностной ориентации и преемственности - организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего и разновозрастного развития. 5. Принцип демократизации, гуманизации и индивидуализации - отказ от насилия, подавления личности, подчинения её педагогу, создающему условия, умело и осторожно направляющему развитие ребёнка. 3 6. Принцип гарантированной результативности - реализация прав и потребностей детей на получение необходимой психолого - педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и уровня их развития. 7. Принцип природосообразности - определение форм и методов воспитания на основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке, его физиологических и психологических особенностей. Основные положения программы: - подготовка к школе носит развивающий характер; - не допускает дублирования программ первого класса; - помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками и взрослыми); - обеспечивает формирование ценностных установок; - ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; - обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; - готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; готовит к любой системе школьного образования. Основные принципы построения программы: - общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; - развитие творческой деятельности; - развитие личностных компетенций; - поддержка и сохранение здоровья; - формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; - развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; - сотворчество обучающих, обучающихся и родителей. Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: - учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; - систематичность и последовательность; - вариантность и вариативность; - доступность и достаточность; - наглядность, достоверность, комплексность; - взаимосвязь с окружающим миром; - использование произведений искусства, произведений детского творчества; - разнообразие игровых и творческих заданий. Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии. Программа предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов: «Математика и развитие логического мышления», «Обучение руки письму», «Обучение грамоте». Занятия комплексные. В ходе занятия происходит постоянная смена видов деятельности, проводятся физкультурные минутки, которые не дают детям утомиться. Первая часть занятия отводится на развитие математических представлений, логического мышления, развитие мелкой моторики. Вторая часть занятия направлена на развитие речи детей, обучение грамоте, знакомство со звуками, далее отработку навыков чтения и подготовку руки к письму. 4 1.2. Планируемые результаты освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы. Программа «Скоро в школу» нацелена на подготовку старшего дошкольника к достижению следующих личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных результатов. Личностными результатами предшкольной подготовки является формирование следующих умений: - определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы); - в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя); - при поддержке педагога и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей; - понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей; - выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы; - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; - высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам; - объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему. Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат. Метапредметными результатами предшкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных. Регулятивные УУД: - учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога; - учиться работать по предложенному педагогом плану; - учиться проговаривать последовательность действий на занятии; - учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия; - учиться отличать, верно, выполненное задание от неверного; - учиться совместно с педагогом и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всей группы; - учиться оценивать результаты своей работы. Познавательные УУД: - учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); - учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях; - сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки); - классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта; - учиться делать выводы в результате совместной работы с педагогом; - учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой). Коммуникативные УУД: - называть свои: фамилию, имя, домашний адрес; 5 - слушать и понимать речь других; - учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения; - учиться оформлять свои мысли в устной форме; - строить понятные для партнера высказывания; - уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности; - совместно с педагогом договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им; - сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов; - учиться выполнять различные роли при совместной работе. Предметными результатами предшкольной подготовки является формирование следующих умений. Совершенствование и развитие устной речи и подготовка к обучению чтению и письму: - отвечать на вопросы педагога по содержанию услышанного произведения; - задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения; - рассказывать наизусть небольшое стихотворение; - конструировать словосочетания и предложения; - определять количество слов в предложении; - составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок; - выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву; - делить слова на слоги, выделяя ударный слог; - различать звуки и буквы; - узнавать и различать буквы русского алфавита; - правильно держать ручку и карандаш; - аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру. Введение в математику: - продолжать заданную закономерность; - называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке; - вести счет предметов в пределах 10; - соотносить число предметов и цифру; - сравнивать группы предметов с помощью составления пар; - составлять математические рассказы и отвечать на поставленные педагогом вопросы: сколько было? Сколько стало? Сколько осталось? - классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию; - устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше – позже, вчера – сегодня – завтра; - распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей действительности; - обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать простейшие фигуры «от руки»; - ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги. 6 II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Содержание программы Математика и развитие логического мышления Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы предшкольной подготовки МА ДОУ. Программа рассчитана на 1 час в неделю. Рабочая программа реализует следующие цели обучения: • создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка, соответствующих его возрастным особенностям и возможностям; • формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственных отношений, творческой деятельности; • овладение математическими знаниями и умениями; • воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни и для решения новых конкретных учебных задач; • производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку. Рабочая учебная программа имеет некоторые особенности в содержании и структуре предмета. Формирование первоначальных представлений о натуральном числе: • учащиеся знакомятся с названием чисел первого десятка, учатся называть их в прямом и обратном порядке; • используя изученную последовательность чисел, учатся пересчитывать предметы; • учатся выражать результат счёта числом. Основные требования к уровню подготовки обучающихся по математике. К концу обучения обучающиеся должны: 1. Называть: предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за, под, между, перед, после) данным предметом, между двумя предметами; числа от 1 до 10 в прямом и в обратном порядке; число, большее (меньшее) данного на несколько единиц; фигуру, изображенную на рисунке (круг, квадрат, треугольник, точка, отрезок). 2. Различать: число и цифру знать состав числа в пределах 10; геометрические фигуры. 3. Сравнивать: предметы с целью выявления в них сходства и различия; предметы по форме, по размерам (больше, меньше). Обучение грамоте и элементам письма. Рабочая программа по учебному курсу «Обучение грамоте» предшкольной подготовке составлена на основе примерной программы по русскому языку (Письмо МОН РФ от 07.07.2005г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана») o в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»). Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания, соответствующего уровню образовательного стандарта по предмету и с учетом преемственности программы по русскому языку основного общего образования, т.е. ее реализация позволит обеспечить преемственность с дошкольной подготовкой и содержанием следующей ступени обучения. Целью данного курса является: - овладение обучающимися первоначальными знаниями в области родного языка, обучение чтению и письму. Эта цель обучения дошкольников рассматривается в логике 7 приоритетных целей начального образования - направленность процесса обучения на формирование важнейшего новообразования этого возрастного периода - учебной деятельности. Задачи курса обучения грамоте: - формирование общих представлений о слове и предложении; - формирование действий звукового анализа; - формирование навыка письма; - развитие речи. Основные требования к уровню подготовки учащихся. К концу обучения учащиеся должен знать и понимать: - звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки; - звук, слог, слово; - слово и предложение; - ударение; уметь: - называть, приводить примеры звуков: гласных, согласных (мягких, твёрдых); - называть, приводить примеры слов, называющих предметы, действия предмета и признак предмета; - различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки; - различать звук, слог, слово. 2.2.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Ведущая цель - создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада. Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей: • изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье; • знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников; • информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач; • создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми; • привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области); • поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье. • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. • оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, 8 охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. • консультативная поддержка родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей. • обеспечение информационной открытости образовательной деятельности для семьи и всех заинтересованных лиц, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы: ● сотрудничество; ● единый подход к процессу воспитания ребёнка; ● открытость дошкольного учреждения для родителей; ● взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей; ● уважение и доброжелательность друг к другу; ● дифференцированный подход к каждой семье; ● поддержка инициативы родителей. С целью построения эффективного взаимодействия семьи и МА ДОУ педагогическим коллективом созданы следующие условия: социально-правовые: информационнокоммуникативные: перспективно-целевые: построение всей работы основывается на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, а также с Уставом МА ДОУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности семьи и МА ДОУ предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в МА ДОУ наличие планов работы с семьями на ближайшую и дальнейшую перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для педагогов и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов, программ и выборе точек пересечения семьи и МА ДОУ в интересах развития ребенка 9 III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Материально-техническое обеспечение дополнительной образовательной программы Требования к материально-техническим условиям реализации Программы включают: 1) требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами; 2) требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности; 3) требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей; 4) оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой; 5) требования к материально-техническому обеспечению программы (учебнометодический комплект, оборудование, оснащение (предметы). Оснащение для оказания платных образовательных услуг Наименование Рабочие тетради Наглядные пособия (плакаты: Алфавит, Цифры и др.) Звуковые карточки "Русский язык дошкольникам" Звуковые карточки "Математика дошкольникам" Альбомы Цветная бумага Краски акварельные 12 цветов Ножницы Простые карандаши Цветные карандаши Фломастеры Шариковые ручки Линейки Бумага офисная Бумага Палитра Картридж Клей-карандаш Файл вкладыш Журнал посещаемости Папка прозрачная на кнопке Количество единиц 20 6 1 1 20 20 20 20 20 20 20 20 20 4 2 2 20 2 1 20 10 Оборудование для оказания платных образовательных услуг Наименование расходов Количество 1 2 1 1 1 1 1 10 20 1 1 Интерактивная доска Проектор BenQ MW Ноутбук Lenovo Принтер Hpлазерный Шкаф Стол детский Стул детский дошкольный Стол обучающий с азбукой Рециркулятор бактерицидный «МЕГИДЕЗ» 909-«МСК» Срок полезного использования, лет 3 10 10 3 3 5 7 7 7 7 3.2. Методические материалы и средства обучения и воспитания Основная образовательная программа 1. Основная образовательная программа дошкольного образования в соответствии с ФОП (Приказ № 69-Д от 30.08.2023 года) Методические пособия 1. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / [Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дедюшкина и др.; науч. рук. Н. А. Федосова.]-М.: Просвещение, 2012. 2. БугрименкоЕ. А., Венгер А. Л. и др. Готовность детей к школе.М.,1992. 3. Белова Т. В., Солнцева В. А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? - М.: Ювента, 2005. 4. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика,1986. 5. Дружинин А., Дружинина О. Первый раз в первый класс. - М.: ЗАО «Центрполиграф», 2003. 6. Никольская И. М. Психологическая защита у детей. - СПб.: Речь, 2001. 7. Чуракова Н.А. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы. - М.:Академкнига,2010. 8. Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. -М.: Сентябрь, 2000. 3.3. Календарный учебный график Календарный учебный график является локальным нормативным документом, регламентирующим общие требования к организации образовательного процесса в учебном году в МА ДОУ. Содержание календарного учебного графика включает в себя: - режим работы МА ДОУ; - количество возрастных групп; - начало учебного периода; 11 - расписание занятий по ДОП (день недели/время); - продолжительность занятия; - сроки проведения мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ДОП дошкольного образования; - конец учебного периода. № Содержание 1. Режим работы МА ДОУ 2. Количество возрастных групп 3. Начало учебного периода 4. Расписание занятий по ДОП (день недели/время) 5. Продолжительность 6. Сроки проведения мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ДОП дошкольного образования 7. Конец учебного периода Наименование возрастных групп 1 группа 2 группа (дети 7-го года (дети 7-го года жизни) жизни) 5 дней (с понедельника по пятницу) 10,5 часов в день (с 7.15 до 17.45 часов) Нерабочие дни: суббота, воскресенье и праздничные дни 1 1 сентябрь вторник среда 16.00.-16.30 16.00 – 16.30 30 минут 30 минут май май май Программа не может реализовываться взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных образовательных программ дошкольного образования (прогулки, дневного сна, основных занятий, игр). Количество и длительность занятий, проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг, регламентируется СанПиН. Организация совместной деятельности осуществляется во вторую половину дня 1 раз в неделю, 4 раза в месяц с каждой группой в количестве 6 детей (наполняемость группы детей для занятий в секциях по Программе устанавливается в соответствии с калькуляцией). 3.4. Учебно-тематический план - Учебный план ДОП ДО «СКОРО В ШКОЛУ» на 2024-2025 учебный год разработан в соответствии с: - Федеральный закон РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". - СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». - Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 № 08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования". Учебный план ДОП ДО МА ДОУ № 29 является нормативным актом, устанавливающим перечень различных видов деятельности и объём учебного времени, отводимого на проведение дополнительной образовательной деятельности с детьми. 12 Занятия по дополнительной образовательной программе для детей 7-го года жизни организуются не менее 1 раза в неделю. Длительность занятий: 1 группа (дети 7-го года жизни) - 30 минут; 2 группа (дети 7-го года жизни) - 30 минут. В качестве форм организации дополнительного образовательного процесса применяются: • игры; • занятия; • беседы; • аудио и видео занятия; • открытые занятия для родителей. Математика и развитие логического мышления № Тема занятий Кол-во п/п часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Прямой счёт предметов Обратный счёт предметов Использование ориентировочных терминов «между», «за», «слева», «справа» и так далее. Ориентировка на плоскости. Понятия “левее”, “правее”, “вниз”, “вверх” и другие Сопоставление количества разных предметов Число и цифра. Письмо цифры 1 Порядковый счёт в направлениях “справа”, “слева”, “от”. Числовая лесенка. Число и цифра 2. Сопоставление количества предметов с числом и цифрой. Повторение изученного материала. Соотношение числа и цифры. Больше, меньше, равно Сравни два числа, докажи, что одно из них больше. Число и цифра З. Знаки «<», «>», « = ». Знаки «+», «-», « = ». Повторение изученного материала Число и цифра 4. Счёт предметов парами. Составление числа 4. Число и цифра 5. Составление числа 5. Задача -иллюстрация. Число и цифра 6. Составление числа б. Число и цифра 7. Задача Составление числа 7. Число и цифра 8. Задача Составление числа 8. Число и цифра 9, 10 Составление числа 9,10. Повторение. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13 Обучение грамоте № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Тема занятий Кол-во часов Речь состоит из предложений Слова делятся на слоги. Гласные и согласные звуки. Гласный звук [а], буквы Аа. Гласный звук [о], буквы Оо. Гласный звук [и], [у], буквы Ии, Уу. Гласный звук [ы], буква Ы. Согласные звуки [Н], [Н’], буквы Нн. Чтение слогов и слов с буквой Н. Согласные звуки [т], [т’], буквы Тт. Чтение слогов и слов с буквой т Согласные звуки [к], [к’], буквы Кк. Чтение слогов и слов с буквой К. Согласные звуки [с], [с’], букв, Сс. Чтение слогов и слов с буквой С. Согласные звуки [л], [л’], [р), [р’], буквы Лл, Рр. Чтение слогов и слов с буквами Л и Р. Согласные звуки [в], [в’], буквы Вв. Чтение слогов и слов с буквой В. Буквы Ее. Чтение слов с буквой Е. Согласные звуки [п], [П, [м], [м’], буквы Пп, Мм. Чтение слогов и слов с буквами П и М. Согласные звуки [з], [з’], буквы Эз. Чтение слогов и слов с буквой 3. Согласные звуки [б], [б’], [д], [Е”], буквы Бб, Дд. Чтение слогов и слов с буквами Б и Д. Буквы Яя. Чтение слов с буквой Я. Согласные звуки [г], [г’], буквы Гг. Чтение слогов и слов с буквой Г. Мягкий согласный звук [Ч’]. Буквы Чч. Чтение слов с буквой Ч. Буква Ь. Разделительный твёрдый знак. Чтение слов с изученными буквами. Твёрдые согласные звуки [Ж], [Ш], буквы Шш, Жж. Чтение слов с буквами Ж, Ш. Мягкий согласный звук [И’]. Буквы Ий Согласные звуки [х], [х’]. буквы Хх. Чтение слов с буквой Х. Твёрдый согласный звук [Ц], буквы Цц. Чтение слов с буквой ц. Гласный звук [Э], буква Ээ. Буквы Юю Мягкий согласный звук [Щ’]. Буквы Щщ. Чтение слов с буквой Щ. Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Фф. Чтение слов с буквой Ф. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Обучение руки письму № п/п 1 2 3 4 5 6 Тема занятий Знакомство. Штриховка (овощи). Народные приметы о погоде и временах года. Штриховка (листья деревьев). Сказка открывает нам свои тайны. Штриховка (картинка к сказке). Скороговорки. Штриховка в раскраске. Чистоговорки. Штриховка в раскраске. Потешки. Штриховка в раскраске. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 14 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26-28 Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая строка. Письмо прямых, коротких линий. Считалки. Письмо длинной прямой наклонной линии. Игровые песенки. Письмо коротких линий с закруглением внизу. Игровые приговоры. Письмо длинной линии с закруглением внизу. Доскажи словечко. Письмо коротких линий с закруглением вверху. В мире звуков и букв. Письмо длинной линии с закруглением вверху. Русские былички, бывальницы и сказки о мифологических персонажах. Водяной. Письмо элемента буквы А заглавной. Русские былички, бывальницы и сказки о мифологических персонажах. Русалки. Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу. Русские былички, бывальницы и сказки о мифологических персонажах. Леший. Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу. Русские былички, бывальницы и сказки о мифологических персонажах. Домовой. Письмо строчной буквы И. Слово за слово. Письмо заглавной буквы И. Что за словом? (многозначные слова). Письмо строчной буквы О. Понятно без слов. Письмо заглавной буквы 0.С понедельника до воскресенья, (обогащение словарного запаса). Письмо строчной буквы А. Путешествие в Вообразилию. Письмо заглавной буквы А. Путешествие в Угадайку Письмо строчной и заглавной буквы Л. Путешествие в Сочиняйку. Письмо строчной буквы С. Самое удивительное чудо на свете. Письмо заглавной буквы С. Умеет ли разговаривать природа? Загадки. Штриховка грибов. Повторение изученного материала. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 Планируемые результаты: - ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения; - знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения); - знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность, просьба; - осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко-тихо, быстро-медленно, весело-грустно и т. д.; - артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению; - оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости; - обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение; - использовать соответствующие ситуации, темп, громкость; - следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре: смотреть на собеседника, не перебивать говорящего, использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное и т. д.; -сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности; - соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание; 15 - правильно произносить все звуки; - отчетливо и ясно произносить слова; - выделять из слов звуки; - находить слова с определенным звуком; - определять место звука в слове; - соблюдать орфоэпические нормы произношения; - составлять предложения, по опорным словам, по заданной теме; - составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин; - пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям; - соблюдать элементарные гигиенические правила; - ориентироваться на странице тетради; - перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо, справа налево и т.д.; - знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом; - знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности; - проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.). 16 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 1. Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована дополнительная образовательная программа Программа по освоению дополнительной образовательной программы дошкольного образования для детей дошкольного возраста разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155). Программа дополнительного образования – это программа психологопедагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста. Программа разработана в соответствии с современными нормативными документами. Цель Программы: создание социокультурных условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. 2. Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ст.44) говорится: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка, способностей и необходимой коррекции нарушений их развития». В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы: · единый подход к процессу воспитания ребёнка; · открытость дошкольного учреждения для родителей; · взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей; · уважение и доброжелательность друг к другу; · дифференцированный подход к каждой семье; · равно ответственность родителей и педагогов. На сегодняшний день в ДОУ осуществляется интеграция общественного и семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей: – с семьями воспитанников; – с семьями воспитанников, не посещающих ДОУ (консультирование в рамках консультационного центра). Задачи: 1) формирование психолого - педагогических знаний родителей; 2) приобщение родителей к участию в жизни ДОУ; 3) оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей; 4) оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей, не посещающих ДОУ; 5) изучение и пропаганда лучшего семейного опыта. Система взаимодействия с родителями включает: · ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ; · ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка; 17 · участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий; · целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах; · обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях; · консультирование семей детей, не посещающих ДОУ, по проблемам воспитания и развития ребенка. Участие родителей в жизни ДОУ В проведении мониторинговых исследований В создании условий В управлении ДОУ В просветительской деятельности, направленной на повышение педагогической культуры, расширение информационного поля родителей В образовательной деятельности ДОУ, направленном на установление сотрудничества и партнерских отношений с целью вовлечения родителей в единое образовательное пространство Формы участия - Анкетирование - Социологический опрос - Интервьюирование - «Родительская почта» - Помощь в создании развивающей предметно-пространственной среды. - Участие в заседаниях Родительского комитета; - в Педагогических советах. - Наглядная информация (стенды, папки-передвижки, фоторепортажи «Из спортивной жизни детского сада» - Памятки - Создание странички на сайте ДОУ - Консультации, семинары, семинарыпрактикумы - Распространение опыта семейного воспитания - Родительские собрания - Дни открытых дверей - Дни здоровья - Совместные праздники, развлечения. - Встречи с интересными людьми - Семейные клубы - семейные гостиные - Участие в спортивных мероприятиях, соревнованиях - Мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности - Творческие отчеты по ритмической гимнастике Периодичность сотрудничества 3-4 раза в год По мере необходимости 1 раз в квартал Постоянно По плану 1 раз в квартал Обновление постоянно 1 раз в месяц По годовому плану 1 раз в квартал 2 раза в год 1 раз в квартал 2 раза в год По плану По плану 1 раз в квартал 2-3 раза в год 1 раз в год 18 Приложение 1 ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ Год разработки Автор Цель *Задачи Образовательные области *Срок реализации Возраст *Количество обучающихся в объединении *Форма организации и продолжительность *Форма организации итоговых мероприятий 2024 год Воспитатель – Еловская Елена Александровна Успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий комфортного перехода с одной образовательной ступени на другую Обучающие: Приобретение знаний, умений и навыков, предшествующих учебной деятельности; Формирование умений точно и ясно выражать свои мысли; Развитие мотивации к учебной деятельности. Развивающие: Прививать ответственное отношение к учебе; Активизировать творческий потенциал; Развить умения и навыки необходимые для занятий в начальной школе; Развивать память, мышление, воображение. Воспитывающие: Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность; Формировать культуру общения друг с другом. Речевое развитие,социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физкультурно-оздоровительное развитие. 1 год 6 – 7 (8) лет 12 детей в подгруппе Групповая • • • Фотоотчеты; Выставки детских работ; Дни открытых дверей. *- пункты подлежат корректировке при выявлении одаренных детей, при наличии детей, имеющих статус «дети ОВЗ», «дети – инвалиды». Выстраивается индивидуальный маршрут, создаются специальные условия в соответствии с особыми образовательными потребностями данной категории воспитанников. 19 Приложение 2 МОДЕЛЬ РЕБЁНКА-БУДУЮЩЕГО ПЕРВОКЛАСНИКА Физическая готовность. В совершенстве владеет своим телом, различными видами движений; имеет представление о своем физическом облике и здоровье; владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость. Мотивационная готовность к школе. У ребенка должна быть сформирована «внутренняя позиция школьника». Происходят качественные изменения в психической сфере: от позиции дошкольника «я хочу» ребенок переходит к позиции школьника «надо». Он начинает понимать, что в школе применяются правила, оценочная система. Обычно готовый к обучению ребенок «хочет учиться». Эмоционально-волевая готовность. У ребенка должны быть развиты следующие качества: эмоциональность, креативность, произвольность, инициативность, самостоятельность, ответственность, самооценка, свобода поведения. Интеллектуальная готовность - ребенок способен к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей и речевому планированию; группирует предметы на основе их общих признаков; проявляет осведомленность в разных сферах жизни. Социальный интеллект (социальная зрелость) – ребенок понимает разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выражает свое отношение к ним; выбирает соответствующую линию поведения; умеет заметить изменения настроения взрослого и сверстника; учитывает желания других людей; способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками. 20