1. 1.1. Пояснительная записка Нормативные основания составления учебного плана Учебный план адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее - Учебный план АОП ДО для обучающихся с ТНР) на 2024-2025 г. является нормативным документом. Нормативной базой для составления Учебного плана АОП ДО для обучающихся с ТНР являются: ‒ Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; ‒ Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155; ‒ Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 31.07.2020 № 373; ‒ СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; ‒ СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; ‒ Уставом МА ДОУ № 29, утверждённый приказом муниципального органа «Управление образования городского округа Краснотурьинск» № 198 – Д от 08.11.2018 г. При составлении Учебного плана АОП ДО для обучающихся с ТНР учитывались основные принципы его формирования: - развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; - научной обоснованности и практической применимости; - соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности; - гибкости и учета индивидуальных особенностей развития воспитанников; - интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей; - построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. В соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 28, 29, 32) в структуре Учебного плана АОП ДО для обучающихся с ТНР выделены две части: обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Обязательная часть предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 ФГОС ДО), в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования (далее – ФАОП ДО). Это способствует тому, что основные задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области решаются в ходе реализации других областей. В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные участниками образовательных отношений парциальные программы, направленные на развитие детей. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО. Особенности реализации Учебного плана АОП ДО для обучающихся с ТНР Содержание Учебного плана АОП ДО для обучающихся с ТНР обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области): - социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие. Во всех группах различные формы работы с детьми организуются в первую и во вторую половину дня. В первой половине дня в старшей группе занятия планируются не более двух раз, в подготовительной к школе группе – не более трех раз. В середине занятия проводится физкультурная минутка, включающая упражнения на профилактику зрения, общей и мелкой моторики, снятие мышечной усталости (продолжительность 2-3 минуты). Перерывы между занятиями (динамические паузы) – не менее 10 минут. Количество компонентов занятий и их продолжительность, время проведения соответствуют требованиям СанПиН СП 1.2.3685-21. Занятие, требующее повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления занятие познавательной направленности чередуется с занятием художественно-эстетической или физической образовательных областей. Развитие детей осуществляют педагогические работники: воспитатели, музыкальный руководитель, педагог-психолог, тьютор, учитель-логопед, инструктор по физической культуре. В ДОУ оказывается логопедическая и психологическая помощь, целью которых является оказание помощи детям дошкольного возраста. Образовательная деятельность проводится по подгруппам и индивидуально. Занятия осуществляются в процессе организации различных компонентов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, чтение художественной литературы) с учетом принципа интеграции образовательных областей. УЧЕБНЫЙ ПЛАН (старшая группа дети 6 года жизни) Образовательная область Вид деятельности Игровая Социальнокоммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественноэстетическое развитие Самообслуживание и элементарный бытовой труд Познавательноисследовательская деятельность: ФЦКМ Познавательноисследовательская деятельность: ФЭМП Коммуникативная деятельность Восприятие художественной литературы и фольклора Конструирование Изобразительная деятельность: аппликация Изобразительная деятельность: лепка Изобразительная деятельность: рисование Музыкальная деятельность Двигательная деятельность Нагрузка количество занятий в неделю Организуется во взаимодействии взрослого детьми, в процессе режимных моментов самостоятельной деятельности детей Организуется во взаимодействии взрослого детьми, в процессе режимных моментов самостоятельной деятельности детей 1 (25) (одно в две недели) с и с и 1 (25) 2 (50) Осуществляется в процессе интеграции с другими видами деятельности, а так же в самостоятельной деятельности детей 1 (25) (одно в две недели) 1 (25) (одно в две недели) 1 (25) 1 (25) 1,7 (34) 3 (75) Физическое развитие Часть, формируемая участниками образовательных отношений ХудожественноМузыкальная деятельность* 0,3 (16) эстетическое Изобразительная деятельность: 1 (25) (один раз в месяц) развитие лепка ** Изобразительная деятельность: 1 (25) (один раз в месяц) рисование ** Познавательное Познавательно1 (25) (одно в две недели) развитие исследовательская деятельность: ФЦКМ*** Максимальный объем образовательной нагрузки 13 (325) Музыкальная деятельность* - И. М. Каплунова, И.А.Новоскольцева Программа по музыкальному воспитанию детей «Ладушки». Праздник каждый день. Старшая группа Конспекты музыкальных занятий Изобразительная деятельность - Рисование, Лепка** - И.А.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методический рекомендации. Старшая группа. - М.: «КАРАПУЗ ДИДАКТИКА», 2007. ФЦКМ *** - Парциальная программа гражданско – патриотического воспитания детей дошкольного возраста «Мы живем в России» Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. — М.: Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2016, старшая группа. УЧЕБНЫЙ ПЛАН (подготовительная к школе группа -7 год жизни) Образовательная область Вид деятельности Игровая Социальнокоммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественноэстетическое развитие Физическое развитие Самообслуживание и элементарный бытовой труд Познавательноисследовательская деятельность: ФЦКМ Познавательноисследовательская деятельность: ФЭМП Коммуникативная деятельность Восприятие художественной литературы и фольклора Конструирование Нагрузка количество занятий в неделю Организуется во взаимодействии взрослого с детьми, в процессе режимных моментов и самостоятельной деятельности детей Организуется во взаимодействии взрослого с детьми, в процессе режимных моментов и самостоятельной деятельности детей 1 (30) (одно в две недели) 2 (60) 3 (90) Осуществляется в процессе интеграции с другими видами деятельности, а так же в самостоятельной деятельности детей 1 (30) (одно в две недели) Изобразительная деятельность: аппликация 1 (30) (одно в две недели) Изобразительная деятельность: лепка Изобразительная деятельность: рисование Музыкальная деятельность 1 (30) (одно в две недели) 2 (30) Двигательная деятельность 1,7 (40) 3 (90) Часть, формируемая участниками образовательных отношений Художественноэстетическое развитие Познавательное развитие Музыкальная деятельность* Изобразительная деятельность: рисование ** Изобразительная деятельность: лепка** Познавательноисследовательская деятельность: ФЦКМ** Максимальный объем образовательной нагрузки 0,3 (20) 1 (30) 1 (30) (одно в две недели) 1 (30) (одно в две недели) 15 (450) Музыкальная деятельность* - И. М. Каплунова, И.А.Новоскольцева Программа по музыкальному воспитанию детей «Ладушки». Праздник каждый день. Подготовительная группа. Конспекты музыкальных занятий Изобразительная деятельность - Рисование, Лепка** - И.А.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методический рекомендации. Подготовительная группа. М.: «КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА», 2007. ФЦКМ *** - Парциальная программа гражданско – патриотического воспитания детей дошкольного возраста «Мы живем в России» Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. — М.: Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2016, подготовительная группа Учебно-методический комплект обязательной части АОП ДО для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи Модули (Образовательные области) Методические пособия Социальнокоммуникативное развитие Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с дошкольниками: основы нравственного воспитания: для занятий с детьми 4-7 лет. - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2021.-96с. 2.Алябьева Е.А. Сказки о предметах и их свойствах. Ознакомление с окружающим миром детей 5-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2017.-128с. Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова «Трудовое воспитание в детском саду» Методические рекомендации Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду: для занятий с детьми 3-7 лет – М.: Мозаика-Синтез, 2015. Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности в детском саду. Старшая группа». – М.: Мозаика-Синтез, 2015. Р. Стеркина «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Москва, 2010 г. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. Москва, 2010 г. Т. А. Шорыгина Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. Москва, 2009 г. Э.Я. Степаненкова Дошкольникам о правилах дорожного движения. Москва, 2009 г. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников (3-7 лет) – М.: Мозаика-Синтез, 2015. В.И. Петрова, Т.Д. Стульник Этические беседы с детьми 4-7 лет: нравственное воспитание в детском сад пособие для педагогов и методистов. – М.: МозаикаСинтез, 2015. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (2-7 лет) – М.: Мозаика-Синтез, 2015. Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3-7 лет) – М.: Мозаика-Синтез, 2015. О.А. Соломенникова. Программа и методические рекомендации «Экологическое воспитание в детском саду». 2. О.А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду (по возрастным группам) 3. О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением. 4. О.В. Толстикова «Мы живём на Урале» 5. Нищева Н.В. Комплексно образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоазвитием речи) с 3-7 лет. Издание 3-е, перераб. И доп. В соответствии с ФГОС ДО. - СПб.: ООО «ИЗДПТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021.-240с. 6. Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 4-5 лет и с 5-6 лет). - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020.448с. 7. Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 6-7 лет). - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2022.-464с. 8. Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду /О.М. Масленникова, А.А. Филипенко.-Изд.2-е.-Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е.232с. 9. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2018.-128с. 10. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1/ Сост. Н.В. Нищева. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.-240с. 11. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2/ Сост. Н.В. Нищева. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021.-240с. 12. Нищева Н.В. Рабочая тетрадь для развития математических представлений у дошкольников с ОНР (с 5-6 лет). Изд. 2-е, испр. И доп.- СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2021-32с. 13.Нищева Н.В. Рабочая тетрадь для развития математических представлений у дошкольников с ОНР (с с 6-7 лет). Изд. 2-е, испр. И доп.- СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2021-48с. 14.Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. Дневник занимательных экспериментов для детей 6-7 лет. - СПб.: ООО «Издательство «Детство – пресс», Познавательное 1. развитие Речевое развитие 2020.-32с. 15.Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. Дневник занимательных экспериментов для детей 5-6 лет. - СПб.: ООО «Издательство «Детство – пресс», 2020.-32с. 16.Салмина Е.Е. Рабочая тетрадь по экспериментальной деятельности №1 (старший дошкольный возраст). Учебно-методическое пособие для педагогов ДОО. - СПб.: «Издательство «Детство-пресс», 2022.-32с. 17.Салмина Е.Е. Рабочая тетрадь по экспериментальной деятельности №2 (старший дошкольный возраст). Учебно-методическое пособие для педагогов ДОО. - СПб.: «Издательство «Детство-пресс», 2021.-32с. 18.Попова О.В. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности (подготовительная к школе группа): учебное пособие для педагогов ДОО. _СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2021.-32с. 19.Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет (подготовительная группа). Часть 1. Изд.2, испр. И доп.- СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс»,2022-32с. 20.Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет (подготовительная группа). Часть 2. Изд.2, испр. И доп.- СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс»,2022-32с. 1.Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР с 3 до 7 лет. Н.В. Нищева СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС»,2021 2.Картинный материал к речевой карте с 4 до 7 лет. Н.В. Нищева СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2022 3.Тетради-тренажёры на автоматизацию и дифференциацию всех групп звуков по 1 экземпляру(6шт.) Н.В.Нищева: - На звуки Р и Рь Н.В. Нищева СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС»,2019. - На звуки Л И Ль, Й Н.В. Нищева СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС»,2021. - На звуки Ц, Ч, Щ авт. и диф-я Ц-С, Ц-Ть, Ч-Ть, Ц-Сь, Щ-Сь, Щ-Ч Н.В.Нищева СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2021. -На звуки раннего онтогенеза М, МЬ, Г, Гь, Б, Бь, Т, Ть, Д, Дь, Н, Нь, К, Кь, П, Пь, Х, Хь, В, Вь, Ф, Фь Н.В.Нищева СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС»,2021. - На звуки Р-РЬ-Л-Ль в рассказах Н.В. Нищева СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2019. - На звуки Ш, Ж, Ч, Щ в рассказах Н.В. Нищева СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2018. Автоматизация и дифференциация свистящих и шипящих звуков в рассказах Н.В. Нищева СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2018. Тетрадь-тренажёр для развития фонематического слуха у детей с 4 Е.В до7лет.Е.В.Назарова СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2021. 4.Задания (карточки) для автоматизации и дифференциации звуков разных групп. Выпуск 1. 4-7 лет и Выпуск 2. 5-7лет. Н.В. Нищева СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2021. 5.Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет. Н.В. Нищева Назарова СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС»,2022. 6.Формирование грамматического строя речи. Употребление предлогов с 4 до 7 лет (перекидные странички). Н.В. Нищева Назарова СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2021. 7. Формирование грамматического строя речи. Глагольный словарь (перекидные странички) Н.В. Нищева СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС»,2021. 8.Мой букварь (дополнение к тетрадям по грамоте, так как он используется на занятиях, входит в конспекты занятий). Н.В. Нищева СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2022. 9.Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. Н.В. Нищева СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2020. 10. Тетради по обучению грамоте 3 части. Н.В. Нищева СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2022. 11.Блокнот логопеда. Секреты развития фонематического слуха с 4 до 7 лет. Н.В. Нищева СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 12.Учебно-методический комплект Формируем слоговую структуру слова. С.Е.Большакова Москва «ТЦ Сфера»2019. Физическое развитие 13. Блокнот логопеда. Секреты работы с неговорящим ребёнком. Игры со звукоподражанием. Выпуск 9. Н.В. Нищева СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2022. 14.Блокнот логопеда. Секреты работы с неговорящим ребёнком. Вызывание фразовой речи. Н. В. Нищева СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС»,2019. 15. Блокнот логопеда. Секреты работы с неговорящим ребёнком. Вызывание простых звуков. Н. В. Нищева СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС»,2019. 16. Речецветик 4 части.Г. Ванюхина г. Казань «Идеал-Пресс» 2000. 17. Игры и упражнения для детей с наруш ениями речи. А.Е. Большакова, О.Г. Паркина г. Москва ТЦ Сфера,2022. 18. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций. Подготовительная к школе группа (6-7 лет)/ авт.сост.: О.М. Ельцова, Л.В. Прокопьева. - СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2019.-218с. 19. Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций. Старшая группа (5-6 лет)/ авт.-сост.: О.М. Ельцова, Л.В. Прокопьева. - СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2020.160с. 20.Нищева Н.В. Обучение дошкольников рассказыванию по серии картинок. Выпуск 1. Средний дошкольный возраст (с 4-5 лет). Худ. Н.В. Ржецева. - СПб., ООО «Издательство «Детство –пресс», 2022.- 8с. 21.Нищева Н.В. Обучение дошкольников рассказыванию по серии картинок. Выпуск 2. Средний дошкольный возраст (с 5-6 лет). Худ. Н.В. Ржецева. - СПб., ООО «Издательство «Детство – пресс», 2022.- 8с. 22. Нищева Н.В. Обучение пересказу по опорным картинкам (5-7 лет). Вып.1СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2022.-24с. 23. Нищева Н.В. Обучение пересказу по опорным картинкам (5-7 лет). Вып.2СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2022.-24с. 24. Нищева Н.В. Обучение пересказу по опорным картинкам (5-7 лет). Вып.3СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2022.-24с. 25. Нищева Н.В. Обучение пересказу по опорным картинкам (5-7 лет). Вып.4СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2022.-24с. 26. Нищева Н.В. Обучение пересказу по опорным картинкам (3-5 лет). Вып.5СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2022.-24с. 1.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми 5-6 лет. -2-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.-152с. 2.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми 6-7 лет. -2-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2022.-136с. 3.Литвинова О.Э. Конструирование с детьми старшего дошкольного возраста. Конспекты совместной деятельности с детьми 5-6 лет: учебно - методическое пособие.-СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2021.-128с. 4.Литвинова О.Э. Конструирование с детьми старшего дошкольного возраста. Конспекты совместной деятельности с детьми 6-7 лет: учебно - методическое пособие. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2021.-96с. 5.Судакова Е.А. Логоритмические музыкально – игровые упражнения для дошкольников. - СПб.: «Издательство «Детство – Пресс», 2020.-96с. 6.Н.В. Нищева, Л.Б. Гаврищева Вышел дождик на прогулку. Песенки, распевки, музыкальные упражнения для дошкольников с 4-7 лет. Выпуск 1 - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2021.- 24с. 7.Конкевич С.В. Путешествие в удивительный мир музыки. Советы родителям/ авт.-сост. С.В. Конкевич.-СПб.: ООО «Издательство «Детство пресс» ,2014.-16с. 8.Н. В. Нищева «Логопедическая ритмика в системе корекционно – развивающей работы в детском саду». Музыкальные игры, упражнения, песенки. Музыка К. Л. Обуховой - СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2019. + CD 9.Н. В. Нищева, Л. Б. Гавришева «Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры, CD- СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2020. 1.Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. «Игры, которые лечат» для детей от 5 до 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2017 – 64 с. 2.Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения. Для занятий с детьми 3-7 лет – М.: Мозаика - Синтез, 2014 3.Коновалова Н.Г. «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста» методические рекомендации, комплексы упражнений на сюжетно-ролевой основе – Волгоград: издательство «Учитель», 2012 – 63 с. 4.Кузнецова М.Н. «Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий» - М.: Айрис-пресс, 2008. – 96 с. 5.Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений. (3-7 лет) – М.: Мозаика - Синтез, 2014 6.Семенюк Е.А. «Лечебные игры для детей» - Ростов н/Д: Феникс, 2015 – 108 с. 7.Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр для занятия с детьми. (2-7 лет) – М.: Мозаика - Синтез, 2022 Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет. - 4-е изд., испр. и доп. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи с 5 до 6 лет (старшая группа). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2021.